SciNat за август 2020 #2: пепельные матрасы, «Спутниковые» новости и феромоновая саранча

Дайджест

Теплые почвы. Потепление климата изменяет естественное соотношение органических веществ в почве. Из-за этого увеличивается концентрация углекислого газа в атмосфере. Экологи провели эксперимент, во время которого исследовали хорошо прогреваемые тропические почвы и оценивали уровень CO2 в этой широте. Результаты впечатляют: при повышении температуры всего на 4 градуса Цельсия концентрация углекислоты увеличивается на 55%. — Soil carbon loss by experimental warming in a tropical forest, «Биомолекула»: Почва на страже жизни.

В этот раз мы будем тестировать вакцины от коронавируса, вылавливать пищевые цепочки из вод океана и ослаблять бактериальные клетки с помощью хитрого белка. Также мы расправимся с ненужной ДНК, избавимся от навязчивой боли, поймаем «стадный элемент» насекомых и приляжем на матрас двухсоттысячелетней давности.

Nature #584 (7819) + онлайны: гендерные вопросы, уязвимые бактерии и стадные насекомые

• Биология океана. Температура Мирового океана повышается — этот факт доказан множеством исследований. Однако ни одна из существующих климатических моделей не учитывает циркуляции воды в океане и степень поглощения тепла на больших глубинах. Чтобы исправить это упущение, английские и американские исследователи проанализировали взаимосвязь между температурой атмосферы и тепловым поглощением океана в ответ на антропогенные выбросы. Выяснилось, что внутренние океанические течения вносят существенный вклад в общий экологический профиль и в некоторой степени изменяют степень нагревания вод. — Heat and carbon coupling reveals ocean warming due to circulation changes.
  • COVID-19, клинические исследования. В Nature опубликованы промежуточные результаты клинических испытаний вакцины BNT162b1 для лечения коронавирусной инфекции. В плацебо-контролируемом слепом исследовании участвовали 45 здоровых взрослых, которые получали по 10, 30 или 100 мкг мРНК вакцины с липидными наночастицами. Результаты исследования подтверждают безопасность и переносимость вакцины BNT162b1. – Phase 1/2 study of COVID-19 RNA vaccine BNT162b1 in adults, «Биомолекула»: SARS-CoV-2.
  • Структурка, физиология растений. Салициловая кислота – один из важных фитогормонов, который регулирует рост растений и поддерживает устойчивость к патогенам. Чтобы растение «понимало», когда запускать определенную реакцию, нужны рецепторы NPR – они идентифицируют молекулы салициловой кислоты и координируют передачу сигналов. Недавно биологи из США картировали ядро рецептора NPR у арабидопсиса, чтобы разобраться с принципом связывания салициловой кислоты в клетках растений. Выяснилось, что два домена белка, NPR1 и NPR4, проявляют разную связывающую активность. – Structural basis of salicylic acid perception by Arabidopsis NPR proteins, «Биомолекула»: Абсцизовая кислота: гормон покоя и стресса, лекарство от сахарного диабета.
  • Гендерные исследования, общество. Согласно подсчетам, гендерная модель общества в Великобритании изменяется в результате стремления семей иметь мальчика и девочку. Напомним, что вероятность рождения мальчика или девочки примерно равна. Однако анализ данных по 300 000 добровольцев показал: между 1940 и 1970 годами в английских семьях родилось больше девочек, чем мальчиков. Авторы исследования объясняют этот эффект стремлением родителей иметь двух детей разного пола, но в попытке обретения «гендерного разнообразия» рождается больше девочек. — Parents’ desire for one boy and one girl pushed trend in family patterns.
  • COVID-19, вакцина. Российская антикоронавирусная вакцина «Спутник V» взорвала международное научное сообщество и спровоцировала шквал возмущенных комментариев. На прошлой неделе президент России анонсировал регуляторное одобрение отечественной вакцины, которую разработали в НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи. Ускоренный выпуск продукта вызвал множество вопросов, главный из которых — результаты третьей фазы клинических исследований. Эта фаза является самым длительным и ресурсозатратным этапом разработки нового лекарства. В случае новой вакцины, первую и вторую фазу клинических исследований объединили, а в третью фазу включили небольшое количество пациентов. Исследования безопасности вакцины еще продолжаются. — Russia’s fast-track coronavirus vaccine draws outrage over safety, «Биомолекула»: SARS-CoV-2.
  • Молекулярка, микробиология. Основная функция мембраны грамотрицательных бактерий – защита клетки от внешних факторов. Это делает бактериальную мембрану объектом изучения медиков, которые нацеливают лекарственные препараты против компонентов мембраны. В новой работе американских исследователей выяснилось, что истощение белка PbgA, расположенного на внутренней бактериальной мембране, нарушает целостность бактериальной оболочки и в целом снижает вирулентность Escherichia coli. Белок PbgA может стать новой мишенью для избирательного действия антибиотиков. – Structure of the essential inner membrane lipopolysaccharide–PbgA complex, «Биомолекула»: Модельные организмы: кишечная палочка.
  • Энтомология, биохимия. Китайские исследователи нашли феромон, который отвечает за «стадный инстинкт» у саранчи и заставляет этих прямокрылых насекомых собираться в разрушительные стаи. Органическое соединение 4-виниланизол может выделяться в сообществах насекомых, насчитывающих более пяти представителей, и заставляет перелетную саранчу мигрировать на большие расстояния. – 4-Vinylanisole is an aggregation pheromone in locusts.
  • Иммунология. Считается, что дендритные клетки 1 типа (cDC1, conventional type 1 dendritic cells) поддерживают перекрестную презентацию антигена за счет праймирования CD4+ Т-лимфоцитов, в то время как цель cDC2 клеток – CD8+ Т-лимфоциты. Биологи из Медицинской школы Университета Вашингтона протестировали модель взаимодействия между иммунными клетками, чтобы оценить противоопухолевый иммунитет in vivo. Выяснилось, что cDC1 способны автономно активировать CD4+ и CD8+ лимфоциты, ускоряя процесс отторжения опухолевых клеток. – cDC1 prime and are licensed by CD4+ T cells to induce anti-tumour immunity.

Science #369 (6504) + онлайны: скрытые аномалии, внеядерные молекулы и тайна «Пограничной пещеры»

Science #369 (6504)

Командное сплочение. Групповые виды спорта улучшают коммуникацию между участниками и снимают социальные предрассудки. Подтверждение тому – исследование, в котором участвовали христиане и мусульмане из Ирака. Случайное распределение добровольцев между смешанными футбольными командами показало, что всего за полгода степень толерантности между игроками повысилась. – Building social cohesion between Christians and Muslims through soccer in post-ISIS Iraq, Can playing together help us live together?

• Биология океана. Оценивать любые антропогенные воздействия, тем более на глобальном уровне и в долгосрочной перспективе – очень сложная задача. Однако экологам из Австралии и Германии удалось создать модель морской экосистемы, чтобы проанализировать организацию пищевых цепей. Выяснилось, что трофическая структура в океане устойчива к закислению, но крайне чувствительна к любым повышениям температуры. – Trophic pyramids reorganize when food web architecture fails to adjust to ocean change, Marine food webs destabilized.
  • Нейробиология. Болезнь Хантингтона – генетическое заболевание, которое обычно проявляется в зрелом возрасте. Однако молекулярно-генетический анализ образцов мышиных эмбрионов показал: первые аномалии в развитии мозговой ткани могут возникать уже на стадии 13 недель после оплодотворения. Среди отклонений – неправильная локализация белка хантингтина, дефекты дифференцировки клеток, изменения в клеточном цикле. Все эти данные подтверждают, что болезнь Хантингтона не является исключительно нейродегенеративным заболеванием, так как предпосылки развития этой болезни закладываются еще на эмбриональной стадии. – Huntington’s disease alters human neurodevelopment, «Биомолекула»: Болезнь Хантингтона.
  • Структурка, иммунотерапия. В-лимфоцитарный антиген 20 (СD20) – белок на поверхности В-лимфоцитов, который экспрессируется на злокачественных В-клетках. Терапевтические антитела, которые используются для лечения рака, обнаруживают CD20 и запускают иммунные реакции. Исследователи из Франции объяснили молекулярный путь связывания конкретных антител с белком CD20. Антитела I типа связываются с двумя димерами CD20, что облегчает взаимодействие с системой комплемента. В отличие от этого способа, антитела II типа взаимодействуют только с одним из димеров CD20, из-за чего антитела II типа оказываются неэффективным для уничтожения злокачественных клеток. – Binding mechanisms of therapeutic antibodies to human CD20, «Биомолекула»: Терапевтические антитела.
  • Иммунология. Накопление ДНК в цитозоле считается нарушением нормального метаболизма. В ликвидации ненужной ДНК помогает сигнальный путь cGAS-STING, который запускает процесс уничтожения внеядерных молекул. Тонкость работы сигнального пути заключается в том, чтобы выдержать баланс между запланированной деградацией и агрессивной атакой на собственную ДНК. Исследователи из Швейцарии обнаружили еще одного важного участника этого процесса – белки BAF. Эти белки выделяются при нарушении целостности ядерной оболочки и конкурируют с cGAS, мешая им связаться с собственной ДНК. – BAF restricts cGAS on nuclear DNA to prevent innate immune activation, «Биомолекула»: Сколько сора в нашей ДНК.
  • Нейробиология, биомедицина. Многие люди по всему миру каждый день сталкиваются с хронической нейропатической болью, которая возникает из-за нарушений работы нервной системы. Регулятором этой боли в периферических нейронах является белок импортин α3. В норме этот белок регулирует ядерно-цитоплазматический транспорт факторов транскрипции в нейронах. Выяснилось, что нокдаун (временное выключение) импортина α3 облегчает симптомы нейропатической боли. — Importin α3 regulates chronic pain pathways in peripheral sensory neurons, «Биомолекула»: Жгучий перец облегчит боль.
  • Молекулярка, эмбриология. Бельгийские исследователи обнаружили любопытный эффект развития организма, связанный с митохондриями. Выяснилось, что митохондриальный профиль может напрямую влиять на судьбы клеток нервной системы. Стволовые клетки, которые генерируют большое количество митохондрий за счет фрагментации, с большой долей вероятности превращаются в нейроны. А вот те клетки, которые выбирают путь слияния собственных митохондрий, остаются недифференцированными стволовыми клетками. — Mitochondrial dynamics in postmitotic cells regulate neurogenesis, «Биомолекула»: Всё, что вы всегда хотели знать о взрослом нейрогенезе, но боялись спросить.
  • Антропология. Древние люди не могли оценить всю прелесть ортопедических матрасов, однако это вовсе не отменяло стремления наших предков к комфорту. В результате исследования «Пограничной пещеры» (Border Cave) в Южной Африке удалось обнаружить образец матраса возрастом более 2000 лет. Импровизированные кровати представляли собой травяную подстилку из кукурузы и проса, которую подстилал слой пепла. Ученые считают, что древние люди добавляли пепел для защиты от клещей и других ползающих насекомых. — Fire and grass-bedding construction 200 thousand years ago at Border Cave, South Africa, «Биомолекула»: Кто все эти люди?!