SciNat за июль 2021 #2: фрактальные цветы, нектар и певчие птицы и любовь дрозофил

Дайджест

Фрактальные цветы капусты романеско — одни из самых завораживающих в царстве растений. На этой неделе вышла статья, рассказывающая о причинах появления таких необычных цветов. — Cauliflower fractal forms arise from perturbations of floral gene networks.

Выпуски этой недели расскажут вам о фракталах в цветной капусте, огорчат несколькими новостями о коронавирусе и его штаммах, поведают, как птицы научились чувствовать сладкий вкус, и поразят новостью, что теперь возможно измерить активность мозга у летучей мыши даже в полете.

Nature #595 (7866) + онлайны: любовь дрозофил, биомолекулярные конденсаты и 13 генов, чувствительных к SARS-CoV-2

• Молекулярка. Белок BANP идентифицирован, как один из главных игроков в инициации транскрипции на CpG-промоторах — самых распространенных местах ее начала. Это позволяет глубже понять регуляцию работы генов и открывает новые пути к ее контролю. — BANP opens chromatin and activates CpG-island-regulated genes.
  • Дрозофилы. Новая статья расскажет об ухаживании за дамами среди плодовых мушек, вернее о том, какие нейроны за это ответственны. Это оказались нейроны цепи LC10a, которые повышают чувствительность мушки к движущимся объектам и позволяют точнее следовать за «дамой сердца». — Sexual arousal gates visual processing during Drosophila courtship. «Биомолекула»: «Модельные организмы: дрозофила».
  • Иммунология. Выяснилось, что работу одного из видов Т-хелперов регулируют сложные липиды — кефалины. Они входят в состав мембраны, собираясь возле рецепторов CXCR5 и обеспечивая стабильность их работы. — Metabolic control of TFH cells and humoral immunity by phosphatidylethanolamine.
  • Клеточка. Рибосомы играют одну из важнейших ролей в клетке — они синтезируют белки и тем самым придают «звучание» генам. В ходе этого процесса рибосомы впускают внутрь себя тРНК с аминокислотами и двигают их, как на конвейере. Этот процесс называется транслокацией. Было выяснено, что фактор транскрипции G помогает рибосоме запустить этот конвейер — принять такую конформацию, чтобы он начался. — Structural basis of early translocation events on the ribosome. «Биомолекула»: «Рибосома за работой», «Чего вы не знаете о рибосоме...».
  • Вакцинация, SARS-CoV-2. О редком побочном эффекте аденовирусных вакцин от SARS-CoV-2 расскажет еще одна статья Nature. Из-за того, что некоторые антитела, полученные при помощи вакцины, могут взаимодействовать с рецепторами тромбоцитов, они блокируют их и тем самым замедляют свертываемость крови. — Antibody epitopes in vaccine-induced immune thrombotic thrombocytopenia. «Биомолекула»: тема SARS-CoV-2.
  • SARS-CoV-2. Появились доказательства, что штамм дельта более устойчив к нейтрализации антителами, чем «обычный» коронавирус, что делает практически невозможным его лечение при помощи некоторых моноклональных антител, разработанных за последнии полтора года. Однако двойная прививка Pfizer или AstraZeneca всё еще дает иммунитет к дельте. Эффективность других вакцин не исследовалась. — Reduced sensitivity of SARS-CoV-2 variant Delta to antibody neutralization. «Биомолекула»: «“Спутник V”, “ЭпиВакКорону”, “Модерну” делать будем? Ликбез по вакцинам против коронавируса».
  • SARS-CoV-2. Ученые со всего света объединились в группу, чтобы исследовать, какие гены обеспечивают бóльшую восприимчивость к болезни своим носителям. Ученые выделили 13 распространенных генов, увеличивающих шансы тяжелого протекания ковида, некоторые из которых были замечены в связях с легочными и аутоиммунными заболеваниями и прежде. — Mapping the human genetic architecture of COVID-19. «Биомолекула»: тема SARS-CoV-2.
  • Вирусология. Биомолекулярные конденсаты — это зоны определенных веществ в клетке без четких границ. Некоторые из них, как например тельца Кахаля или ядрышко, необходимы для жизнедеятельности клетки, другие же могут быть образованы вирусами. Респираторно-синцитиальный вирус способен создавать себе такую микросреду и прекрасно в ней себя чувствует, однако выяснили, что некоторые вещества способны заставить такие конденсаты затвердеть и тем самым подавить размножение вируса. — A condensate-hardening drug blocks RSV replication in vivo.

Science #373 (6551) + онлайны: фрактальные цветы, нектар и певчие птицы, протекание инфекции SARS-CoV-2 в цифрах

• Нейробиология. Ученых уже давно интересует, как мозг воспринимает пространство, и совсем недавно двум исследователям из Калифорнии удалось изучить активность мозга нетопыря в свободном полете при помощи беспроводных технологий. Они выяснили, что пространственно-временная карта летучей мыши простирается на несколько метров и сосредоточивается на местах, где летучая мышь собирается оказаться, гораздо сильнее, чем на тех, где она уже была. — Nonlocal spatiotemporal representation in the hippocampus of freely flying bats.
  • SARS-CoV-2. Немного прояснилось строение одного из белков коронавируса. Оказалось, что его полимераза — ключевой белок, ответственный за удвоение РНК вируса, — обладает двумя сайтами, работающими только при наличиив них кластеров Fe-S. Окисление этих сайтов приводит к остановке репликации SARS-CoV-2 в клеточной культуре, поэтому это открытие можно считать еще одним шагом на пути к лечению COVID-19. — Fe-S cofactors in the SARS-CoV-2 RNA-dependent RNA polymerase are potential antiviral targets. «Биомолекула»: тема SARS-CoV-2.
  • Иммунология. Обнаружено, что стволовые клетки имеют специальный белок aviD, который расщепляет РНК вирусов, таких, например, как вирус Зика. Этот белок получается в ходе альтернативного сплайсинга, и, вероятно, поэтому не был замечен ранее. — An isoform of Dicer protects mammalian stem cells against multiple RNA viruses, Boosting stem cell immunity to viruses. «Биомолекула»: тема «Вирус Зика».
  • Зоология. Потрясающее открытие, связанное с происхождением одного из чувств у певчих птиц, совершила большая группа ученых из разных университетов. Известно, что вся клада птиц сформировалась в результате ранней утраты гена, кодирующего рецептор сладкого. Но как же тогда тысячи видов птиц питаются нектаром и фруктами? Ученые раскрыли секрет того, как рецептор сладкого вкуса смог развиться у певчих птиц. Выяснилось, что у их предка случилась мутация в рецепторе вкуса «умами», после чего певчие птицы смогли попробовать нектар и ощутить его вкус. — Early origin of sweet perception in the songbird radiation,A shift in taste.
  • Зоология. Морские выдры могут жить в холодной воде, однако они приспособились к ней не благодаря размеру или жиру, как это сделали другие млекопитающие. Их секретом оказался высокаяскорость метаболизма — он в три раза активнее, чем должен быть при их размере! Впрочем, разобраться до конца, с чем это связано, ученым пока не удалось. — Skeletal muscle thermogenesis enables aquatic life in the smallest marine mammal.
  • Ботаника. Ученые не часто говорят о такой занятной теме, как фрактальные формы в цветной капусте (на них вы можете посмотреть на обложке выпуска). Новая статья пытается разобраться в работе генов, позволяющих цветной капусте выращивать спирали из спиралей, и приходит к выводу, что это происходит из-за сбоев в работе меристемы. — Cauliflower fractal forms arise from perturbations of floral gene networks.
  • Физиология, микробиология. До сих пор вопрос о наследовании микробиоты кишечника оставался открытым, однако теперь, после исследования образцов нескольких сотен диких бабуинов, стало ясно, что 97% симбиотических бактерий в значительной степени передается по наследству. — Gut microbiome heritability is nearly universal but environmentally contingent, Host genetics influence the gut microbiome. «Биомолекула»: «Микробиом кишечника: мир внутри нас».
  • Онкология. У детей с синдромом Дауна лейкемия встречается почти в 1,5 раза чаще. Для исследования связи между ними ученые вставили модифицированные стволовые клетки человека в мышь и выяснили что трисомия (наличие трех копий вместо двух) определенных генов в самом деле способна вызывать прелейкемию. — Mapping the cellular origin and early evolution of leukemia in Down syndrome, Sowing the seeds of leukemia before birth.
  • SARS-CoV-2. Новая статья обобщает данные по протеканию COVID-19 у десятков тысяч берлинцев. Исследователи выяснили, что с момента заражения SARS-CoV-2 до момента, когда больной становится заразным, проходит в среднем два дня, которые, как правило, протекают без симптомов. С момента появления симптомов до пиковой концентрации вируса проходит от одного до трех дней. Также выяснили, что при заражении альфа-штаммом (британским) у больных наблюдается почти в 10 больше вирусных частиц, чем при заражении «базовым» уханьским. — Estimating infectiousness throughout SARS-CoV-2 infection course. «Биомолекула»: тема SARS-CoV-2.