SciNat за май 2020 #3: искусственный глаз, древние украшения и новое о SARS-CoV-2

Дайджест

На обложке свежего выпуска журнала Nature изображены созданные более 40000 лет назад ювелирные изделия, которые были найдены в ходе раскопок в пещере Бачо Киро в Болгарии. — Initial Upper Palaeolithic Homo sapiens from Bacho Kiro Cave, Bulgaria.

В новых выпусках авторитетных научных журналов вышло сразу несколько статей, посвященных инфекции, вызванной SARS-CoV-2. Кроме того, на этой неделе вы узнаете о том, как ученые создали искусственный глаз, о древних украшениях, найденных в Болгарии, и о том, как Т-клетки связаны с ранним старением.

Nature #581 (7808) + онлайны: искусственный глаз, происхождение вселенной и древние украшения

• Иммунология. Макрофаги — первые иммунные клетки, которые появляются в ходе эмбрионального развития. У мышей эмбриональные макрофаги в процессе развития проникают в различные органы, где дифференцируются в тканевые. При помощи технологий секвенирования и картирования генома авторы охарактеризовали динамику развития макрофагов в процессе эмбриогенеза, что дает основу для дальнейших исследований тканевых макрофагов человека. — Deciphering human macrophage development at single-cell resolution.
  • Структурка. Гемоглобин — переносчик кислорода и один из жизненноважных компонентов эритроцитов. При помощи реконструктивных технологий и биофизических методов исследований, авторы отследили происхождение гемоглобина у млекопитающих. — Origin of complexity in haemoglobin evolution.
  • Биотехнологии, офтальмология. Глаз человека обладает уникальными характеристиками восприятия изображения. Над приближением к этим характеристикам уже много лет бьются создатели протезов глаз и робототехники. Авторы статьи создали глаз с сетчаткой в форме полусферы, сделанной из массива нанопроволок высокой плотности, имитирующих фоторецепторы сетчатки человека, а также продемонстрировали возможности восприятия изображения этим устройством. — A biomimetic eye with a hemispherical perovskite nanowire array retina, Artificial eye boosted by hemispherical retina. биомолекула: Вижу цель: новые технологии для незрячих, Когда ослепшие прозреют?, Оптогенетика + голография = прозрение?.
  • Молекулярка. Около трети людей во всем мире страдает от аллергических заболеваний. Под действием аллергенов происходит высвобождением медиаторов воспаления, в том числе гистамина. Участие IgE в аллергических реакциях неоспоримо, однако не было до конца понятно каким образом концентрации аллерген-специфического IgE коррелируют с развитием аллергической реакции. В исследовании было продемонстрировано повышение содержания сиаловой кислоты в соотношении с общим IgE у людей, страдающих аллергией на арахис. Удаление сиаловой кислоты ослабляло дегрануляцию тучных клеток и развитие анафилаксии в некоторых моделях аллергических реакций. Эти данные позволяют считать гликозилирование (а в частности и сиалирование) IgE важным компонентом аллергического заболевания. — Sialylation of immunoglobulin E is a determinant of allergic pathogenicity.
  • Космос. Проведенные в рамках недавнего исследования расчеты показали, что дисковые галактики (аналогичные Млечному пути) могут образовываться уже через миллиард лет после Большого взрыва. При помощи мощного телескопа ученым удалось «заглянуть в прошлое» и увидеть «холодную» галактику вскоре после Большого взрыва. — Galaxy disk observed to have formed shortly after the Big Bang, A cold, massive, rotating disk galaxy 1.5 billion years after the Big Bang.
  • Археология. В одной из статей, опубликованных в свежем номере журнала, авторы обсуждают украшения, найденные в Европе в пещере Бачо Киро, Болгария. «Ювелирная» обработка этих изделий являет собой еще одно доказательство взаимодействий между Homo Sapiens и местными неандертальцами. — Initial Upper Palaeolithic Homo sapiens from Bacho Kiro Cave, Bulgaria.

Science #368 (6493) + онлайны: связь Т-клеток и старения, новое о SARS-CoV-2 и пшеница, устойчивая к заражению

• Иммунология. Влияние иммунометаболизма на возрастные заболевания до конца не определено. Авторы показывают, что Т-клетки с дисфункциональными митохондриями ускоряют процесс старения организма и вызывают у мышей метаболические, когнитивные, физические и сердечно-сосудистые изменения, совокупность которых приводит к ранней смерти. Метаболическая недостаточность Т-клеток приводит к накоплению цитокинов, напоминающему хроническое воспаление, характерное для старения. Всё это подчеркивает необходимость иммунометаболического контроля как при старении, так и при возникновении возрастных заболеваний. — T cells with dysfunctional mitochondria induce multimorbidity and premature senescence.
  • Пандемия. Сразу несколько свежих статей журнала посвящены вирусу, который уже несколько месяцев не покидает новостные ленты. На этой неделе ученые рассказывают о зависимости распространения SARS-CoV-2 от климатических условий, об успешных испытаниях ДНК-вакцины на макаках-резус, о вероятности повторного инфицирования SARS-CoV-2, о перепрофилировании лекарств для лечения COVID-19 и о прогнозировании динамики заболеваемости после окончания пандемии. — Susceptible supply limits the role of climate in the early SARS-CoV-2 pandemic, DNA vaccine protection against SARS-CoV-2 in rhesus macaques, SARS-CoV-2 infection protects against rechallenge in rhesus macaques, Which interventions work best in a pandemic?, Rapid repurposing of drugs for COVID-19, Projecting the transmission dynamics of SARS-CoV-2 through the postpandemic period. биомолекула: коллекция статей по SARS-CoV-2.
  • Экология. В многочисленных исследованиях, проведенных в прошедшие десятилетия, было показано, что продолжительность жизни многих социальных животных сокращается из-за социальных проблем. Авторы проанализировали взаимосвязь между социальным неблагополучием и здоровьем нескольких видов млекопитающих и обнаружили у них схожую реакцию на негативное воздействие окружающей среды. — Social determinants of health and survival in humans and other animals.
  • Генная инженерия. Ежегодно заражение пшеницы грибом Fusarium graminearum приводит к большим потерям урожая. Авторы путем горизонтального переноса передали ген Fhb7 от грибка клеткам пшеницы и создали генетически-модифицированный сорт пшеницы, устойчивый к грибам рода Fusarium. — Breeding a fungal gene into wheat, Horizontal gene transfer of Fhb7 from fungus underlies Fusarium head blight resistance in wheat. биомолекула: Еще раз про ГМО.
  • Экология. Влияние изменений климата на тропические леса является одним из главных вопросов, которым задаются экологи. Авторы изучили термочувствительность тропических лесов и выяснили, что высокие температуры сокращают время нахождения углерода в экосистеме, провоцируя гибель деревьев в жарких и сухих условиях. Однако леса, вероятно, удастся сохранить, если они будут подвержены умеренным изменениям климата и защищены от таких прямых воздействий как вырубка и пожары. — Long-term thermal sensitivity of Earth’s tropical forests.