SciNat за май 2021 #5: коронавирус, структура хроматина и угроза рыбам Северного полушария и кораллам по всему миру

Обложка нового выпуска журнала Science посвящена тому, как изменение климата влияет на коралловые рифы. В опубликованной статье внимательно изучили кораллы из 223 локаций и к уже существующей и главной причине — изменению климата и повышению температуры воды — добавили высокую плотность макроводорослей и морских ежей рядом с кораллами, а также избыточный лов рыбы и загрязнение воды. Мониторинг всего этого может смягчить эффект от глобального потепления. —  Local management matters for coral reefs, Local conditions magnify coral loss after marine heatwaves.

В новых выпусках нас ждет раскрытие тайны о том, как мозг запоминает большие расстояния, структура хроматина и причины ее отличия у представителей разных царств, много исследований коронавируса с точки зрения эпидемиологии, а также непростая обстановка в Северном полушарии с морскими птицами и рыбами, обесцвечивание кораллов и некоторые другие захватывающие научные исследования.

Nature #593 (7860) + онлайны: связь между расстояниями в путешествиях и частотой путешествий, роль активности нейронов в развитии онкологий и долгожданное «промежуточное звено» для цветковых растений

• Социология, миграции. Ученые проанализировали данные геолокаций мобильных телефонов и обнаружили связь между расстояниями, которые преодолевают люди в поездках, с тем, как часто эти самые поездки совершаются. На первый взгляд, результат не очень простой, но если спокойно сесть и разобраться, то все становится понятно. Согласно данным, число путешественников уменьшается в качестве обратого квадрата произведения частоты их путешествий и расстояния в пути. — Trip frequency is key ingredient in new law of human travel, The universal visitation law of human mobility.
  • Нейробиология. Если при помощи света активировать нейроны сетчатки у мышей, склонных к развитию онкологических заболеваний, то это вызовет у них образование опухоли зрительного нерва. Таким образом, становится яснее потенциальная роль активности нейронов в развитии онкологий. —  NF1 mutation drives neuronal activity-dependent initiation of optic glioma, Activation of retinal neurons triggers tumour formation in cancer-prone mice.
  • Ботаника, эволюция. Все голосеменные растения имеют только один защитный слой, который окружает их семена. Этот слой называют покровом, или интегументом. В то же время у цветковых растений — два таких слоя. То, как и почему их оказалось два, долгое время оставалось загадкой. Но сейчас к ответу на последний вопрос получилось приблизиться как нельзя лучше — удалось найти хорошо сохранившееся «промежуточное звено», датируемое ранним меловым периодом (около 125,6 миллионов лет назад). — Mesozoic cupules and the origin of the angiosperm second integument, Ancient seeds spill secrets about the evolution of flowering plants.

Science #372 (6545) + онлайны: коронавирус, ориентирование летучих мышей и трехмерная структура хроматина

• COVID-19, социология. COVID-19 выявил серьезное неравенство между регионами в странах, и даже районами в одном населенном пункте. В городе Сантьяго (Чили) заметна сильная стратификация на «бедные» и «богатые» районы. Анализ заболеваемости и смертности, связанных с SARS-CoV-2, показал, что смертность от инфекций была выше там, где более низкий уровень дохода. Причины смертности — сопутствующие заболевания, отсутствие доступа к медицинской помощи и задержки с тестированием на коронавирус. — Socioeconomic status determines COVID-19 incidence and related mortality in Santiago, Chile.
  • Нейробиология. Как наш мозг внутри себя представляет окружающий мир и позволяет нам перемещаться на большие расстояния? Один из механизмов обеспечивают клетки гиппокампа, так называемые нейроны места, которые срабатывают в зависимости от того, где животное находится. Нейроны места активируются в соответствии с его местоположением. Считается, что они обеспечивают когнитивную карту, которая поддерживает пространственную навигацию. Эти нейроны были описаны у целого ряда видов млекопитающих, включая мышей, летучих мышей, мартышек и людей. Но почти во всех исследованиях эксперименты проводились в небольших помещениях, поэтому не было известно, как же устроена навигация на больших расстояниях. Оказывается, что у летучих мышей разные нейроны места активируются несколько раз в разных локациях. То есть каждый из них «запоминает» несколько локаций, причем их размер даже для одного нейрона может варьировать в пределах от метра до более чем 30 метров! Число нейронов места все-таки ограничено и, видимо, таким образом лучше и проще всего закодировать большие расстояния. — Multiscale representation of very large environments in the hippocampus of flying bats, Navigating space in the mammalian brain, «Биомолекула»: «Окрасивший нейроны».
  • Зоология, экология. Здоровые кораллы обладают определенным цветом благодаря симбиотическим водорослям. И если кораллы обесцвечиваются, это означает, что с их симбионтами что-то случилось. Обесцвечивание — это реакция на стресс, в том числе — на повышение температуры воды на 1–2 оC, которое наблюдается повсеместно из-за глобального потепления. Но существуют и другие причины, которые могут усугубить это воздействие, например, высокая плотность макроводорослей или морских ежей рядом с кораллами, а также избыточный лов рыбы или загрязнение воды. Мониторинг этих факторов может смягчить эффект от глобального потепления. — Local management matters for coral reefs, Local conditions magnify coral loss after marine heatwaves, «Биомолекула»: «Как предсказать будущее кораллового рифа?».
  • Цитология, микробиология. Внутриклеточные бактерии-патогены транслоцируют внутрь клетки хозяина различные белки, которые называют эффекторами. Эти белки способны влиять на клеточные мембраны (например, изменяя транспорт) и саму работу клеток. Они могут обладать обширным спектром функций и в целом помогают бактерии внедриться внутрь хозяина, подавить его иммунитет или как-то еще помочь в «захвате» клетки. Теперь такая система из двух белков, фосфатидилинозитол-3-киназы MavQ и 3-фосфатазы SidP, известна и для Legionella pneumophila, возбудителя легионеллеза. — Dynamic remodeling of host membranes by self-organizing bacterial effectors.
  • Экология, орнитология, ихтиология. Морских птиц можно считать индикаторами того, что происходит с морем, ведь там они питаются, размножаются, вырастают и живут. Оказывается, морские птицы Северного и Южного полушарий отличаются друг от друга: представители Северного полушария показывают более выраженные признаки стресса и снижения размножения, что свидетельствует, как минимум, о нехватке пищи — рыбных ресурсов. Такие наблюдения подтверждают, что для рыб разных полушарий работают разные стратегии сохранения видов. Ведь именно рыбы -основной пищевой ресурс — влияют на размножение и жизнь морских птиц. В то время как на севере требуется активное их восстановление, на юге стоит держать руку на пульсе и следить за тем, как и в каких масштабах осуществляется вылов рыбы. — Hemispheric asymmetry in ocean change and the productivity of ecosystem sentinels.
  • Цитология, генетика. То, как расположены хромосомы внутри клетки, может говорить о том, что это вообще за клетка, какому организму (в плане царства уж точно) она принадлежит, и дать другую информацию о состоянии этой клетки. До сегодняшнего дня не было известно об эволюции молекулярных механизмов и способах регуляции и организации генома внутри клетки. Но теперь экспериментально получилось показать, что изменение трехмерной структуры хроматина между представителями разных ветвей древа жизни зависит от наличия или отсутствия субъединицы конденсина II. — 3D genomics across the tree of life reveals condensin II as a determinant of architecture type, «Биомолекула»: «Неуловимая архитектура хроматина мухи», «Путешествие внутрь клеточного ядра, или Системная биология хроматина».
  • COVID-19, эпидемиология. Разработка и улучшение вакцин от коронавируса SARS-CoV-2, а также мониторинг коронавируса важны в нашем мире. И, видимо, будут важны еще как минимум несколько лет. В Великобритании с мая по начало сентября 2020 года провели мониторинг, в котором поучаствовали порядка 594 тысяч человек, сделавшие тест на коронавирус (вне зависимости от симптомов). Этот мониторинг — Real-time Assessment of Community Transmission-1, REACT-1 — специально разработали для выявления и предупреждения даже небольшого всплеска инфекции. По результатам выяснилось, что чаще всего болеют люди возрастом 18–24 года. Заболеваемость была повышена и у пожилых людей, а также была связана с конкретными регионами страны. В целом, разработанная модель мониторинга, как считают авторы, может быть использована в любой другой стране для эпидемиологического контроля заболеваемости коронавирусом в режиме реального времени и для последующего анализа происходящего. — Resurgence of SARS-CoV-2: Detection by community viral surveillance, «Биомолекула»: SARS-CoV-2.