Сэм Кин: «Во имя науки! Убийства, пытки, шпионаж и многое другое». Рецензия
06 января 2024
Сэм Кин: «Во имя науки! Убийства, пытки, шпионаж и многое другое». Рецензия
- 252
- 0
- 1
-
Автор
-
Редактор
Автор разбирает несколько жутких примеров, когда ученые (и не только) оправдывали свои злодеяния очень просто: «Во имя науки!». Здесь и преступления прошлого, и несчастья, произошедшие в XX веке, есть даже и те, что случились не так давно. По сути своей, это книга об этике, о том, насколько она сложна и как важно знать точные ее границы.
Оценка «Биомолекулы»
Качество и достоверность: 7/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)
Легкость чтения: 8/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)
Оригинальность: 8/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)
Кому подойдет: любителям жутких и реальных историй, а также тем, кому интересны сложности в вопросе этики.
Убежденные в своей правоте люди могут на многое пойти ради доказательства своей истины. А так как ученые — тоже люди, не лишенные всех человеческих пороков, жестокие поступки, преступления и многое другое случалось и в истории науки. С таким подходом Сэм Кин преподносит истории в книге, как бы развенчивая миф о том, что уж ученые-то на такую глупость не способны. Примеры, буквально по косточкам разобранные Кином, — история убийства, совершенного анатомом из Гарварда (глава «Гробокопательство: Джекил и Хайд, Хантер и Нокс»), соперничество между Эдисоном и Теслой (глава «Жестокое обращение с животными: война токов») и фальсификация десятков тысяч анализов в криминалистической лаборатории США женщиной-химиком (глава «Фальсификация: супервумен»).
Автор рассказывает о главных героях главы, их поступках, он пытается понять, что сподвигло их на преступления, в какой момент они перешли черту. Такой разбор полетов — это и достоинство, и недостаток книги. Дело в том, что порой Кин уж очень категоричен в выводах, он как будто не дает места для свободы рассуждений самого читателя. Однозначная трактовка выглядит топорно и вряд ли имела место в реальности. К тому же, такой подход в подаче текста не внушает доверия. При чтении может возникнуть желание проверить «правду» самого автора книги и убедиться, что факты читателю никто не переврал.
Соперничество — интересная вещь. Оно поглощает время и силы. Оно разжигает дурные инстинкты и захватывает нас подлинными эмоциями. Но в этом процессе соперничество подвигает людей к величию. В яростном стремлении опередить друг друга Коуп и Марш нашли сотни новых неизвестных динозавров и других видов, заполонили экспонатами ряд музеев. Благодаря их деятельности динозавры превратились из не очень понятного таксона ящериц в наиболее знаменитых животных всех времен
Перед читателем отличного качества издание: с запоминающейся обложкой, крепким переплетом и белой бумагой. Внутри есть иллюстрации, их не так много, но на них представлены ключевые герои книги.
Не единожды Кин сравнит Россию и США. Немного унизит и возвысит представителей обеих стран. Будучи американцем, он неоднозначно превозносит заслуги соотечественников, но уделяет заметно больше внимания противостоянию двух держав, которое длится достаточно давно, чтобы было что обсудить.
Отдельный интерес вызывает последняя глава книги — «Приложение. Будущее преступности», в которой Кин фантазирует на тему преступлений будущего: воровства генетических данных, космических экспериментах и незаконных «игр» с большими данными. Здесь Кин уже не сдерживал себя, любой фантаст вдохновится! Однако есть в этой главе и зерно истины. Как бы ни менялся мир, человек должен подстраивать под него этические нормы, обозначать их и прорабатывать, следить за тем, чтобы их никто не нарушал, даже те, кто, казалось бы, должны действовать во благо — ученые.
Как всегда у Фримена, бывали и несчастные случаи. В большом количестве возникали инфекции; он регулярно протыкал кровеносные сосуды и вынужден был останавливать кровотечения. Документируя процесс, он любил делать фотографии в ходе операции со стилетом in situ. Во время одной операции в Айове он выпустил из рук инструмент, и сила тяжести сделала свое дело: острие стилета вошло в средний мозг пациента, и он скончался, не приходя в сознание
Новая книга Сэма Кина, как и все остальные, предназначена для широкого круга читателей. В ней нет погружения в какую-либо науку; скорее, Кин рассказывает о людях в определенной среде. Так и в этом случае: автор изучает преступления, сделанные как будто во благо науки, посвящает читателя во все нелицеприятные подробности и делает это легко и уверенно, как и положено автору, выпустившему такое количество книг в одном жанре.