Станислав Дробышевский: «Борьба за обед: Еще 50 баек из грота». Рецензия
01 мая 2024
Станислав Дробышевский: «Борьба за обед: Еще 50 баек из грота». Рецензия
- 155
- 0
- 0
-
Автор
-
Редакторы
Пятьдесят историй о тех, кто был нашими предками и тоже любил вкусно покушать. О том, где еда водилась и легко ли добывалась, и о том, насколько жизнь человека зависит от его рациона.
Оценка «Биомолекулы»
Качество и достоверность: 10/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)
Легкость чтения: 6/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)
Оригинальность: 6/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)
Кому подойдет: тем, кто хотел бы познакомиться с антропологией и палеозоологией без вырвиглазных схем и мозговыносных названий.
Читатели «Биомолекулы» точно знают, кто такой Дробышевский. Мы говорим Дробышевский — подразумеваем Антропогенез, мы говорим Антропогенез — подразумеваем Дробышевский. Антропогенез — не такая уж увлекательная вещь. Какие-то сильно покоцанные кости, унылые реконструированные лица, напоминающие Полиграфа Полиграфовича Шарикова, мутные схемы того, кто кому родственнее и кто-когда-куда переместился, а главное — зачем.
Научно-популярные книги на эту тему выходили и раньше. Например, известный комикс «Сапиенс» (читайте рецензию «Харари Юваль Ной и Вандермелен Давид: „Sapiens. Графическая история. Часть первая. Рождение человечества“»). А в 2021 вышли «Байки из грота» того же автора — доцента МГУ, Станислава Дробышевского.
Второй том «Баек из грота» — «Борьба за обед» — книга внушительная, тяжеленная и очень подробно иллюстрированная. Ожидаемых рецептов приготовления мамонта, найденного в пещере каменной, обнаружить не удалось (более того, в одной из последних глав выясняется, что мамонт не так уж вкусен и полезен). Однако автору, как выясняется с первых страниц книги, есть чем поразить читателя.
Носороги и бобры — вот меню истинного питекантропа. Носорога они ели с хурмой, как поросенка с яблоками
В повседневной жизни эти сведения, наверное, никак вам не пригодятся, но отвлечься от мрачной реальности точно помогут.
Как минимум у одного австралопитека болела голова, хотя он не знал, что такое мигрень, хотя не пил, не курил, жил на свежем воздухе и вел активный образ жизни. Палеонтологи, найдя его кости в расщелине, ласково дали ему имя STW573.
Каждая новая глава книги начинается с короткой художественной зарисовки из жизни человеческих предков, а дальше автор объясняет, как были получены данные, как они интерпретировались и что в них важного и интересного.
А более крутых кроманьонцев мы не знаем!
Много внимания уделено палеозоологии, то есть описанию фаун тех лет — всё, конечно, с латинскими названиями видов и списком источников.
На страницах книги тебя встретит лосеподобный короткошеий жираф Sivatherium maurusium и Саблезубый пятирогий олень Hoplitomerix, исполненный очей. С ними — полутораметровый нелетающий гусь Garganornis ballmanni, чей так светел взор незабываемый.
А ведь к носорожку прилагается трепетная мама-носорожиха
Мало кто сможет забыть светлый облик шипохвостой летяги. Но вот кто по настоящему ставит в тупик, так это Gymnurechinus — автор позиционирует создание как ежа, но у бедняжки нет игл и он совершенно не сворачивается- ну и какой из него, извините за выражение, еж? А кто тогда не еж? И где эта тонкая грань между ежом и не-ежом?
Гордость за удачливых предков, знавших толк в охоте на всяческую живность, иногда уступает место сочувствию. Американским слонам мастодонам и чилийским нотиомастодонам, например. Могли бы и оставить немного.
На самом деле неандартальцы знали толк в козлах
Знание зоологических закономерностей делает палеозоологию более понятной — например, чем островные животные отличаются от материковых. Все просто — мелкие виды там больше, крупные мельче. В целом история заставила крупное измельчать, а мелкое подрасти. Не всегда полученные исследователями данные можно однозначно объяснить.
Некоторые ушибленные городским воспитанием журналисты, добывающие еду исключительно в холодильниках, успели предположить, что человек танцевал с ленивцем
Например, молодой человек несет несколько дней тяжелый камень, похожий на смайлик — в качестве чего, действительно ли камень показался ему забавным и похожим на него, или он счел его живым ? Или духом предков?
Или, например, какое значение имели для охотников «мадленские костяные мультики» — в отверстие в центре такого диска продевалась веревочка, на разных сторонах выцарапывались картинки, отличающиеся друг от друга только одним компонентом. Если вертеть такую веревочку, изображение двигается. Но вряд ли древняя мама показывала малышам мультик про то, как медведь сносит когтистой лапой голову охотнику. А может, это была древняя учительница ОБЖ, и она рассказывала об опасностях панибратства с медведями?
В общем, «Борьба за обед» — это ваш шанс провести время в компании предков, на неведомых дорожках, среди невиданных зверей и под хорошую закуску.