https://extendedlab.ru/?utm_source=utm_source%3Dbiomolecula.ru&utm_medium=utm_medium%3Dbanner&utm_campaign=utm_campaign%3Dbiomolecula&utm_content=utm_content%3Dperehod_ot_biomolekula&utm_term=utm_term%3Dbiomolecula
Подписаться
Биомолекула

Венки Рамакришнан: «Генетический детектив. От исследования рибосомы к Нобелевской премии». Рецензия

Венки Рамакришнан: «Генетический детектив. От исследования рибосомы к Нобелевской премии». Рецензия

  • 529
  • 0,2
  • 0
  • 3
Добавить в избранное print
Рецензии

Венки Рамакришнан. Генетический детектив. От исследования рибосомы к Нобелевской премии (серия New Science). СПб.: «Питер», 2020. — 304 с.

Книга «Генетический детектив» позволит читателю узнать о важнейшей молекулярной машине — рибосоме — и истории открытия ее сложной и многокомпонентной структуры. Вы сможете поближе познакомиться с методами, использующимися в структурной биологии, понаблюдать за развитием и усовершенствованием основных приемов, а также порадоваться вместе с автором маленьким победам и посопереживать крупным неудачам.

Оценка «Биомолекулы»

Качество и достоверность: 10/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)

Легкость чтения: 9/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)

Оригинальность: 10/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)

Кому подойдет: тем, кто увлекается биологией и физикой

В своей первой книге «Генетический детектив. От исследования рибосомы к Нобелевской премии» Венки увлекательно и остроумно рассказывает в первую очередь, как ни удивительно, не о рибосоме, а о непростом пути поиска себя в науке. Как поясняет сам автор, книга написана в жанре мемуаров и представляет собой описание его личной гонки за открытием структуры рибосомы.

Действие книги начинается в Огайо, где автор, физик по образованию, решает посвятить себя активно развивающейся на тот момент сфере молекулярной биологии. Поступив в аспирантуру в Калифорнийский университет и присоединившись к исследовательской группе, изучающей ионные каналы, он натыкается в журнале Scientific American на статью о поиске структурных белков рибосомы методом рассеяния нейтронов. По счастливой случайности, одним из авторов статьи оказывается Дон Энглман, который ранее был готов пригласить автора на позицию постдока в свою лабораторию в Йеле. Дон Энглман и еще один соавтор работы, Питер Мур, на тот момент корпели над проблемой исследования пространственного расположения структурных белков рибосомы. В лаборатории Питера Мура Венки, используя нейтроны, делает свои первые шаги в исследовании структуры рибосом.

Несмотря на то, что сейчас рибосома считается важнейшей органеллой клетки, жизнь без которой была бы невозможна, о начале своего пути в 80-х годах автор писал так:

...когда я рассказывал кому-нибудь, что исследую рибосомы, меня часто спрашивали: “А что, разве о них еще не всё известно?” Иногда меня удостаивали снисходительным взглядом, как какого-то беднягу, который дорисовывает последние штрихи к проблеме, которая никого уже не интересует. Но пусть мы и представляли в общих чертах, как работает рибосома, мы еще не знали, как в ней реализуется хотя бы один из сложных процессов на пути к синтезу белка.

В книге описывается реальная наука, с ее взлетами:

И тогда перед нами предстали они: крупнейшие пики, в двадцать пять раз превышающие уровень шума. Их было больше, чем мы видели когда-либо ранее. Все напряжение года вдруг исчезло. Я принялся отплясывать по комнате со словами: “Мы прославимся!”

падениями:

...кристалл вылетал из петельки и навеки исчезал в емкости с жидким азотом. Так мы оказались отбошены минимум на два месяца назад в разгар бескомпромиссной гонки.

и «яростной» конкуренцией:

Когда мы продемонстрировали, что кристаллография действительно работает, началась открытая гонка: кто первый добьется разрешения лучше 3.5 ангстрем, а затем выстроит полные атомные модели каждой из субъединиц.

Предисловие к книге написала Дженнифер Дудна (мы ранее публиковали рецензию на ее книгу «Трещина в мироздании» [2]). Кстати, именно ее статья о получении фаз кристаллических молекул натолкнула Венки на мысль об использовании гексаамина осмия, что впоследствии позволило значительно улучшить сигнал.

Автор честен с читателем и отмечает, что совершённые открытия — заслуга не только его, они были бы невозможны без «добродушия незнакомцев» и «отзывчивости друзей».

В отчаянии я обратился к Брюсу, бывалому химику-неорганику, и просил, не смог бы он добыть мне немного гексааимина осмия. Он посмотрел на реакцию синтеза и сказал, что, возможно, справился бы с этим за пару недель с помощью лаборанта. Он не изменил себе и отказался обозначиться соавтором статей, которые позже меня прославили, назвав свой вклад обычным синтезом. Другие получали соавторство и за меньшее, а его помощь спасла меня от провала на пути к успеху.

Немалая роль в книге отводится участию семьи, в особенности описанию роли спутницы жизни:

Я благодарен моей жене Вере Розенберри, которая на протяжении нескольких десятилетий была для меня прекрасной спутницей и другом. Научные взлеты и падения были бы куда тяжелее без той гармонии, которой она наполнила мою жизнь.

Здесь хочется процитировать Мэрион Пирсон, жену бывшего канадского премьер-министра: «За каждым успешным мужчиной стоит изумленная женщина». Только взгляните на рисунок ниже, который иллюстрирует то, как неординарно мыслил Венки при работе над проектом:

Мысли Венки в 1999–2000 годах

Рисунок 2. Блок-схема, иллюстрирующая шаблоны, которыми автор мыслил в 1999–2000 годах

В конце книги Венки много рассуждает о значимости премий за научные достижения и о последующей славе в целом. Несмотря на то, что после получения Нобелевской премии наступил существенный спад в деятельности лаборатории, структурная биология оказалась на пороге новой эры — эры криоэлектронной микроскопии.

Оглядываясь назад и вспоминая, после каких долгих мытарств удалось получить методом кристаллографии первую структуру рибосомы, кажется иронией, что сегодня на всю эту работу от начала до конца потребовались бы одна-две недели. Сейчас вся эта область изобилует структурами новых типов рибосом во всевозможных разных состояниях, и я могу себе представить, как ворчат редакторы научных журналов, получая очередную рукопись о СЕОР — Структуре Еще Одной Рибосомы.

Перевод книги выполнен качественно, читать ее будет приятно не только неспециалисту, но и придирчивому ученому. В ней много черно-белых иллюстраций, научных и забавных схем и архивных фотографий, которые увлекают и приближают читателя к автору и его коллегам, которые, как оказывается, несмотря на Нобелевскую премию и великие открытия, тоже самые обычные люди.

«Генетический детектив» будет интересен всем, кто увлекается биологией, а также тем, кто задумывается о смене профессии, но сомневается. Дерзайте! У вас перед глазами прекрасный пример физика, ныне считающегося одним из основоположников биокристаллографии.

Литература

  1. Белоксинтезирующая Нобелевская премия по химии (2009);
  2. Дженнифер Даудна, Сэмюел Стернберг: «Трещина в мироздании». Рецензия;
  3. Рибосома за работой;
  4. Чего вы не знаете о рибосоме...;
  5. Две рибосомные субъединицы объединили в функциональный гибрид;
  6. В каждой бочке затычка: как тетраценомицин X затыкает бактериальные и эукариотические рибосомы.

Комментарии