Зимняя школа «Современная биология и Биотехнологии будущего»: передружить всех между собой!
15 мая 2016
Зимняя школа «Современная биология и Биотехнологии будущего»: передружить всех между собой!
- 2455
- 1
- 5
-
Автор
-
Редакторы
В молекулярной биологии есть понятие «чекпойнта» — момента, в который решается клеточная судьба. Нечто похожее на чекпойнты есть и в человеческой жизни. Некоторые моменты, встречи, события оказываются судьбоносными. Человек после них начинает смотреть на жизнь другими глазами, ставит перед собой новые цели, по-новому видит самого себя. Таким чекпойнтом для многих молодых биологов, биотехнологов, предпринимателей стали зимние школы «Современная биология и Биотехнологии будущего»: перекресток людей и идей, побывав на котором, вы никогда уже не станете прежними.
Зачин
Наши предки, советские люди, верили, что наука — это святое, а бизнес и деньги — грязь и недостойны интеллигента. Такое мировоззрение оставило вмятину и в наших головах. И потому российская наука до сих пор не умеет общаться с бизнесом.
То есть взъерошенный очкастый Ученый за раскапыванием пробирок иной раз и позволит себе несмело помечтать о том, как продаст он свою Интересную Молекулу в Крутую Компанию за Огромные Деньги. Но едва начнет сбываться его мечта и окажется в его лаборатории уверенный, щеголеватый Предприниматель, как Ученый, забившись в уголок возле тяги, лихорадочно вертя в потных руках пипетку, начнет лепетать такие несуразности про бизнес-план, рыночные перспективы и выход на самоокупаемость, что Предприниматель придет вначале в недоумение, потом в ужас, потом наконец в себя и больше не придет. Ни к этому ученому, ни вообще в российскую науку.
А даже если какой-нибудь талантливый и храбрый Ученый и составит бизнес-план, и подсчитает риски, и продумает стратегию, и, отважившись, сам придет к Предпринимателю, то это тоже вряд ли будет пирком да за свадебку. Предприниматель и слыхом не слыхивал, что это за Интересная Молекула или Чудодейственный Аппарат. Опасаясь связаться не пойми с чем, он так умучает Ученого экспертными проверками и выявлением рисков, что Ученый придет вначале в недоумение, потом в ужас, потом наконец в себя и тоже больше не придет. Ни к этому Предпринимателю, ни вообще в бизнес.
И это порочный круг, и мы в нём сидим.
А ведь стране нужна связь между наукой и бизнесом, нужны инновации, и есть на них госзаказ. А если есть госзаказ — так никуда страна не денется, будут в ней инновации. И если настоящих инноваций нет в стране, то будут в ней инновации потемкинские.
Вот так и получается, что вместо счастливого и плодотворного брака между Настоящей Наукой и Честным Бизнесом возникают темные, полузаконные внебрачные связи между Псевдонаукой и Недобизнесом. И родятся от этих союзов Демоны и Химеры, смутные и опасные, как Петрик. И так оно и было в нашей стране, и казалось, что так и будет.
Но в начале 2012 года ситуация начала меняться.
Первая школа «Биотехнологии будущего»
Всю эту историю заварили два молодых выпускника биофака МГУ и кандидата химических наук — двадцатипятилетний (на тот момент) Дмитрий Кузьмин, живущий в Лондоне предприниматель, яхтсмен и нейробиолог в Университетском колледже Лондона, человек, брызжущий энергией, как чайник кипятком, и двадцатисемилетний Александр Василевский, старший научный сотрудник ИБХ РАН, с такими безупречными публикациями и таким заразительным смехом, что это и описать невозможно.
Эти двое решили вот просто так взять и устроить школу для молодых ученых и предпринимателей, где представители науки и бизнеса учились бы находить общий язык друг с другом, делать общее дело и понимать, зачем они вообще друг другу нужны.
К реализации своего проекта Кузьмин с Василевским привлекли друзей, знакомых и полузнакомых, и так в нашей истории появилась разношерстная толпа молодых научных сотрудников и аспирантов, предпринимателей и менеджеров (одной из заметных в толпе фигур был один из основателей «биомолекулы» — угадайте, кто; другая фигура — выпускница Высшей школы экономики Настя Дёмина — на несколько лет стала «исполнительным директором» всей тусовки). Команда была полузнакома и разбросана по всей планете. Денег на школу не было. Опыта создания таких масштабных мероприятий тоже не было. Затея явно была на что-то обречена. И оказалось, что она обречена на успех.
За несколько месяцев лихорадочного написания писем, утрясания графиков, еженедельных созвонов без отрыва от основной работы ребята ухитрились придумать программу, набрать лекторов (это были их друзья, шефы и они сами), найти пансионат, в котором можно было бы провести школу. Школу было решено назвать «Биотехнологии будущего». Так же стала называть себя команда организаторов. Кто же знал тогда, лихорадочным летом 2012 года, что название останется в веках, потому что команда не распадется, а окрепнет, расправит крылья и... но об этом чуть дальше.
Денег не было, уверенности в том, что деньги будут, тоже не было. Финансовые обязательства выдавались на собственный страх и риск, под личные средства. Однако в итоге деньги на школу дала поверившая в успех этого начинания Российская венчурная компания, без помощи которой вся затея вообще не состоялась бы.
Школу нигде специально не рекламировали — только закинули объявления в соцсети и расклеили, где могли, афиши. Однако неожиданно конкурс составил больше трех человек на место. Подавались студенты старших курсов, аспиранты, молодые ученые, а также начинающие предприниматели в технологической сфере. В результате на школе оказались самые интересные люди — от недавней выпускницы оксфордского биофака до профессиональной скрипачки, ушедшей в биоинформатику!
Неожиданно эти люди оказались лучшими людьми в своей области — в основном это были биологи, но, кроме того, и математики, и физики, и экономисты.
Но главное неожиданное выяснилось уже на школе: большинство участников оказались как будто членами одного братства, разлученными с детства кровными родственниками, которые сходу понимали друг друга, хотя встретились впервые в жизни.
В августе 2012 в подмосковный пансионат «Клязьма» съехались молодые ученые и предприниматели со всей России. Их ждали круглые столы о науке и круглые костры о науке, дневные лекции и ночные споры (конечно, тоже о науке ;-) ), новые люди и новые горизонты (рис. 1).
И был понедельник, и была пятница, школа одна .
Как это было во всех подробностях, лучше прочитать в официальном пост-релизе, а еще лучше — в полунеофициальных отчетах парочки организаторов: «Вокруг биотехнологий за 80 часов» и «Фаги, ведра пептидов и управление мыслями». И не забудьте посмотреть фотки! — Ред.
И увидел Гельфанд, что это хорошо.
Те же и команда Гельфанда
Михаил Сергеевич Гельфанд (рис. 2) — мифический персонаж, почитаемый аборигенами многих российских НИИ. Если активность среднего человека принять за единицу, то активность Гельфанда — это где-то 146. Доктор биологических наук, кандидат физико-математических наук, профессор факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ, член Европейской Академии, заместитель директора Института проблем передачи информации РАН. Член Общественного совета при Министерстве образования и науки РФ. Член Совета Общества научных работников. Заместитель главного редактора газеты «Троицкий вариант — наука», — говорит о нём «Википедия». Это краткий списочек, многое не вошло.
Судя по всему, история сотрудничества Future Biotech (как позже стала себя на иностранный манер называть команда «Биотехнологий будущего») с Гельфандом началась незадолго до Первой школы, когда участники FBT пришли на пьянку неформальное мероприятие с сотрудниками Гельфанда. О чём разговаривали Кузьмин и Гельфанд на той встрече, никому, кроме них, не ведомо, но после этого Гельфанд приехал на Первую школу лектором, осмотрелся, вдохновился и предложил сотрудничество.
Вторая школа: не только «Биотехнологии будущего», но и «Современная биология»
Как известно, самое трудное — это не сделать что-то хорошее. Самое трудное — это делать что-то хорошее. Не останавливаться. Не ронять планку. Делать школы дальше и дальше. Придумывать новые форматы. Создавать сообщество.
После угара в организации первой летней школы, ночных костров и круглых столов, на которых до хрипоты спорили о месте женщины в науке и науки в жизни женщины, о нейро- и нано-, о научной популяризации, пришло время продолжать проект уже на холодную голову и в холодное время года. Зимой 2013 года история продолжилась, и в отеле «Царьград» под наукоградом Пущино состоялась зимняя школа с замысловатым названием «Современная биология и Биотехнологии будущего», которое получила от названий команд двух своих «родителей» — «Современная биология» во главе с Гельфандом и «Future Biotech» во главе с Василевским и Кузьминым (рис. 3).
Идея «Современной биологии» зародилась в голове Михаила Сергеевича Гельфанда и одной из главных его помощниц на тот момент — Елены Чуклиной (Яловой) — примерно одновременно с «Биотехнологиями будущего» и была весьма схожей: организовать сезонную (но только зимнюю, а не летнюю) школу для молодых ученых. Лекторами на ней должны были стать в основном приятели Гельфанда — «однокашники» по получаемому им когда-то американскому гранту Говарда Хьюза (по словам самого Гельфанда, мысль о такой школе возникла еще в 2005 году, когда сии маститые ученые «кушали текиловую» на общей конференции в Мексике). И вот, звезды сошлись удачным образом, и вместо двух школ было решено провести одну, зато большую и хорошую (рис. 4). Со стороны «Современной биологии» в организации принимала участие уже упомянутая Лена Чуклина, которая даже выиграла Потанинский грант на это богоугодное мероприятие. Не менее важную роль в организации Школы сыграла Антонина Беркут, которая — так уж вышло — была одновременно аспиранткой Василевского и членом команды «Современная биология». По мнению многих, лучшего таск-менеджера, чем Тоня, не найти. Среди других организаторов «Современной биологии» (список которых каждый год меняется) можно назвать Марину Борисову, Ивана Зелепукина, Евгения Гордиенко, Светлану Виноградову, Софью Гарушянц и Зою Червонцеву.
Конкурс на школу был выше, работа организаторов — слаженней, ожидания — больше и страх разочарования — тоже. На школу приехали лучшие русскоязычные ученые, предприниматели и инвесторы, а главное — молодые и перспективные участники — «дети» — будущее российской науки. Среди заокских январских сугробов вдруг возникли толпы молодых людей, с горящими глазами обсуждающих едва появившуюся тогда криспр-историю — и способы нахождения инвестиций в науку; карьерные траектории — и механизмы долговременной памяти; бороду Гельфанда — и прическу Северинова . Между чуть знакомыми людьми прямо на глазах начинались химические реакции, некоторые из которых продолжаются и по сей день. Школа стала перекрестком, где сплетаются жизни, меняются судьбы и научные траектории направляются на взлет (рис. 5). А со стороны всё выглядит так невинно: лекции, семинары, круглые столы и ночные посиделки за пивом. На этой же школе, кстати, произошло знакомство команды Future Biotech с ее нынешним исполнительным директором Денисом Куреком, не замедлившим присоединиться ко всем образовательным инициативам ребят.
За подробностями лучше всего обратиться к официальному пост-релизу или неофициальному отзыву по итогам школы; а также не помешает посмотреть фотографии. — Ред.
Зимняя школа Future Biotech — единение ученых со всей России и СНГ. Пять дней лекций обо всём на свете, дебатов, бизнес-игры и научных боев. А самое главное — люди. Вы с равным вниманием слушали и об анаэробном метаболизме бактерий, и о масс-спектрометрии, и об иммунологических аспектах атеросклероза. Нереальное вдохновение от вас всех! А сколько новых знаний!
Спасибо вам!Оригинал: www.facebook.com.
Так и повелось
Так и повелось. Начиная с 2012 года, провели две летние школы «Биотехнологии будущего» (об одной уже рассказали выше, о другой — 2013 года — для краткости тут рассказано не будет), четыре зимние совместные «Современная биология и Биотехнологии будущего» и еще два осенних интенсива — в 2014 и 2015 годах (интенсив — это что-то вроде школы, только короче по времени и без выезда из Москвы — то есть без совместного проживания и ночных посиделок). Мероприятия крепчали и матерели: ясны уже были подводные камни организации, закреплялись характер и стиль школы, а постепенно сформировавшееся сообщество помогало в организации и самим своим существованием давало понять, насколько всё это нужно.
Общая концепция получилась такая. Летняя школа и осенний интенсив посвящены больше бизнесу, чем науке. На них зовут: лекторами — молодых, но уже многого добившихся научных предпринимателей и предприимчивых ученых, а также бизнес-ангелов, инвесторов и представителей стартап-инкубаторов; участниками — тоже молодых, но еще не так многого добившихся ученых и предпринимателей. Лекции посвящены не столько тому, что сейчас интересного творится в науке, сколько как это интересное ухватить, превратить в продукт и отправить из лаборатории в реальную жизнь. Особый акцент осенних интенсивов — карьерные траектории: чем можно в жизни заняться человеку, получившему образование в сфере наук о жизни, ну или глубоко интересующемуся ими. Осенью 2015 года на интенсиве провели круглый стол, посвященный вопросам научной политики, на мысли о которых навело закрытие фонда «Династия», традиционно поддерживавшего всю серию этих зимних школ. На интенсив приехал сам основатель и бессменный руководитель фонда Дмитрий Борисович Зимин (рис. 6), которому обе команды организаторов, что называется, пользуясь случаем, передают сердечную благодарность.
Главное правило отбора участников на школу — ощущение, что человек дорос до потолка в той области, которой занимался, и теперь должен что-то менять в своей жизни. Дело тут в том, что многие люди совершенно не представляют себе весь тот веер возможностей, который в наше время дает биотехнологический бэкграунд. Можно остаться в фундаментальной науке, работать в лабе, капать в пробирки, постепенно достигнуть профессиональных и карьерных высот и, может быть, в конце концов совершить какое-нибудь великое открытие. Можно бросить фундаментальную науку и заняться прикладной: на основе своих научных идей организовать стартап и (возможно) добиться невообразимых успехов в бизнесе. Можно пойти наемным сотрудником в фармацевтическую компанию или биотехнологическое производство зарабатывать хорошие деньги. Можно вообще уйти из науки как таковой и применить свои знания и опыт биотехнолога в финансовой сфере: заняться консалтингом, инвестированием в различные проекты и так далее. Можно пойти в госструктуры: стать чиновником, регулирующим отношения науки и власти, и налаживать научный процесс с этой непростой стороны. Можно, наконец, стать популяризатором науки: писать научно-популярные статьи и книги, делать сайты, снимать научные фильмы и мультики, организовывать научные музеи, праздники науки и так далее. Иными словами, перед молодым и талантливым биотехнологом открыт весь мир, а не только двери лаборатории, и задача летних школ и осенних интенсивов — показать ему, как пользоваться теми потрясающими возможностями, какие дает ему профессия.
Итак, прошел день с окончания школы, я немного пришел в себя, вспомнил алфавит и теперь наконец могу что-то написать.
Ну, во-первых, привет чатику SC2TV! Ребята, с вами просто нереально весело! На самом деле, думаю, никто не ожидал такого успеха у аудитории на сервисе по стриму всяких разных компьютерных игрушек: наша трансляция практически всё время была № 1 в рейтинге, за пять дней мы собрали доната (пользовательских пожертвований), которого хватило для уверенного 2-го места в топ-листе стримеров (на 1-м — основатель сервиса). Стоит также отметить, что с каждым днем аудитория чата становилась всё серьезнее, и в последний день я даже уже не всегда улавливал нить рассуждений, так что пора переименовывать ресурс в SCienceTV! (ученые они такие — то телефон отожмут, то сервис)... Что-то я всё про чатик, да про чатик... Но кроме чатика, стоит отметить просто великолепнейших лекторов — цвет и свет российской науки, а самое главное — добрых, умных, интересных и открытых для общения людей! Это профессионалы высшего уровня, их просто невероятно приятно слушать, с ними бесконечно полезно общаться, и я горжусь, что мне выпала честь познакомиться с ними. Ну и, конечно, теперь немного про тех, без кого ничего бы и не было, то есть организаторов! Ребята, вы просто нереально крутые, именно благодаря вам у стольких молодых ученых (и не только ученых) появилась возможность познакомиться друг с другом, с топовыми людьми из мира науки и самыми последними достижениями и трендами. Итак, еще раз всем-всем-всем огромное спасибо за эти драйв, фан и дружественную атмосферу, уверен, что все мы вынесли кучу пользы из этой крайне насыщенной недели! До новых встреч (особенно в чатике на стримах)!Оригинал: www.facebook.com.
Зимние же школы ориентированы больше на современную науку, чем на бизнес. Лекторы, приезжающие на зимнюю школу, обычно уже седовласы и общепризнанны; помимо российских научных гигантов приезжают и известные иностранные ученые. Лекции, читаемые ими, посвящены фундаментальным вопросам науки и прорывам последних лет. Хотя и на зимних школах всегда есть сильная бизнес-секция, но посвящена она скорее не прикладным вопросам, а фундаментальным взаимоотношениям науки и бизнеса: каковы стратегии превращения научных разработок в решения для бизнеса, в каком случае ваше научное открытие имеет бизнес-применения, и тому подобное.
Я впервые побывал на школе Future Biotech, и, честно говоря, не ожидал, что это окажется настолько полезно и весело одновременно. Конечно, я не сомневался, что лекции будут предельно интересными, но последующее их горячее обсуждение с другими участниками — вещь достаточно уникальная на фоне рутинного обучения в университете и даже работы в лаборатории. Спасибо, ребята, за то, что у вас разные научные интересы, но всех объединяет энтузиазм и интерес к науке в целом! Из вечерних мероприятий меня наиболее впечатлили дебаты. Когда мы в 10 вечера садились обсуждать документ, я и представить себе не мог, что к 4 утра я что-то пойму и смогу даже потом вести хотя бы отчасти аргументированную беседу об устройстве научных институтов и перспективах их реформирования. Немного жалею, что не поучаствовал в научных боях, но получил огромное удовольствие от наблюдения за этим шоу! Уехал со школы с кучей позитивных эмоций и интересных идей, так что считаю, что школа удалась. Спасибо организаторам, вы делаете очень важное дело! Успехов в дальнейшем!
Оригинал: www.facebook.com.
За время существования школ на них успели перебывать многие достойные русскоязычные (и не только русскоязычные) лекторы: Александр Каплан рассказывал про нейроинтерфейсы, Сергей Лукьянов — про то, как массовое секвенирование прорубает новые дороги для иммунологии, Федор Кондрашов — про свой излюбленный эпистаз и расширяющуюся белковую вселенную, Константин Северинов на каждой зимней школе поведывал что-нибудь новенькое про криспры и Сколтех, а работающий в Австрии хорват Боян Жагрович рассказывал свою рисковую и чрезвычайно соблазнительную теорию возникновения генетического кода (см. Приложение 1).
Само собой, на школе бывают не только лекции и семинары: помимо этого на ней кипит жизнь во множестве проявлений:
- Есть постерная сессия, которая прекрасна не только сама по себе, но и благодаря презентации постеров, которая интереснее любого стендапа: на презентации танцуют о своих постерах, поют о них, играют о них на музыкальных инструментах, читают проникновенные стихи и разыгрывают театральные сцены. Вот представьте себе песню под балалайку о болезни Вильямса! Если получилось, вы — подходящий кадр.
- Еще на школах бывали вечерние круглые столы о животрепещущих научных проблемах: какую избрать публикационную стратегию, чтобы не схоронить свое открытие на многие годы, как это сделал, например, Грегор Мендель; как бороться с лженаукой — не осиновый же кол втыкать в ее адептов; и так далее.
- Но постепенно традиционная скучноватая академичность круглых столов сменилась новым форматом — дебатами (рис. 7). Это когда «школьники» объединяются в две команды, и каждая из них защищает свою точку зрения в каком-нибудь научном холиваре: можно ли использовать научные данные, если они получены аморальным путем (например, в зверских экспериментах нацистского врача Менгеле); имеет ли смысл печататься в русскоязычных журналах, если весь научный мир читает только англоязычные; и так далее. Соль дебатов не в том, что чья-то точка зрения побеждает (на это и холивар, чтобы не было одного правильного ответа), а в том, что люди учатся аргументировать свою точку зрения, слушать друг друга и вообще вести научные диспуты. Вдохновителем дебатов был, конечно, Гельфанд, для которого дебаты — это образ жизни.
- И наконец, научные бои! Мероприятие, придуманное Политехническим музеем (и проведенное на ОИ-2015 и ЗШ-2016 под патронажем идейной вдохновительницы «боев» Александры Коперник и их ведущего Александра Ботенкова), в котором лучшие молодые ученые скрещивают пипетки, как шпаги. Кто лучше расскажет о своей области научной деятельности? Кто сможет сделать более красочное театральное представление об антителах или о животных токсинах, из которых можно получить лекарства? Кто за три минуты объяснит, на что потратил несколько лет жизни? К научным боям тусовка вскипала, как шампанское, и участники очертя голову выходили на сцену и начинали изображать антитела, РНК-полимеразы, а то и саму ДНК. Представленные здесь фотографии (рис. 5), увы, не могут передать даже сотой доли бродившего в аудитории драйва.
Зимняя школа от Future Biotech стала для меня второй раз одним из наиболее знаковых событий! Я снова уезжаю с широчайшим запасом идей, планов и мыслей, которые хочется воплотить в жизнь в ближайшее (и не только) время. Интересные и важные лекции, продуктивное общение и, конечно же, захватывающие Научные бои! Единственное, чего, возможно, хотелось бы чуть больше — это дней, проведенных на школе. Потому что потрясающая энергетика, идущая от участников, и общий драйв и темп школы сложно встретить где-то еще. Большое спасибо организаторам за чудеснейшую школу и всем участникам еще раз за неповторимую атмосферу!
Тетродотоксина всем за мой счет! :)Оригинал: www.facebook.com.
Отдельно надо упомянуть последнюю школу. Во-первых, она была недавно. Во-вторых, она была очень хорошая. В-третьих, в ней появилось важное нововведение: начались онлайн-трансляции школьной жизни.
До того момента школы были прекрасны, но находились в каком-то интеллектуальном карантине: знали о них только те, кто уже накрепко связал себя с биологией, а простому человеку не то что вход в них, а даже просто знание о них были заказаны.
И вдруг на игровом сайте sc2.tv, чья аудитория увлечена в основном достоинствами и недостатками нового Фаллаута и вечными геймерскими спорами о стратегиях, появляется неожиданный стрим: видео с научной школы, посвященной жестким, бескомпромиссным биотехнологиям. Казалось бы, где геймеры, а где — высокопроизводительное секвенирование? А вышло так, что две тусовки за несколько дней стали разделены разве что экраном и проводками. Зрители стрима могли задавать вопросы на лекциях — и вопросы оказывались едва ли не интереснее и профессиональнее, чем вопросы тщательно отобранных участников школы. Зрители стрима виртуально участвовали в ночных попойках и обсуждениях научных будней. Короче, зрители стрима (ну, не все, но некоторые) неожиданно оказались людьми одной крови с молодой научной тусовкой. И хочется надеяться, что это только начало и постепенно научные стримы станут основной формой проведения досуга на территории бывшего СССР.
Уже становятся: FutureBiotech Live. — Ред.
Что такое Зимняя школа „Биотехнологии будущего“ — 2016?
Во-первых, это утреннее пробуждение под пение петухов и звон колоколов за окном — совсем как в деревне у бабушки! Здорово!
Во-вторых, это замечательная возможность посещать лекции именитых ученых, которые являются экспертами в своей области!
В-третьих, это огромный простор для творчества: бизнес-игры, мастер-классы, научные бои... Просто невозможно оставаться в стороне и не попробовать хоть что-то из вышеперечисленного (а лучше пробовать всё и сразу!).
В-четвертых, это максимум общения с интересными людьми, душевная атмосфера, вечерами — „Крокодил“, „Мафия“, песни под гитару и просто невероятное количество позитивных эмоций!
Большое спасибо организаторам за замечательное, с пользой для ума и души проведенное время!Оригинал: www.facebook.com.
Заключение
В наше время нет ничего проще, чем получить знания. Несколько десятков статей, десяток видеолекций, пара курсов на «Курсере» — и вот ты уже ориентируешься в теме почти так же хорошо, как если бы несколько лет ею занимался. И... от этого ты становишься только более одинок. С кем тебе обсудить возникшие вопросы, с кем порадоваться красоте пришедшей в голову идеи, с кем реализовать ее? И тут ты понимаешь, что любое знание, даже самое удивительное, любая идея, даже самая блестящая, сгинет, как звук упавшего дерева в глухом лесу. Сгинет, если у тебя нет единомышленников.
Вот это и дают школы — единомышленников, близких по духу друзей, социальную сеть, которая вытянет любую, самую безумную, идею, если только она талантлива. Школы проходили и в отелях стиля luxury, и в пансионатах попроще. Но во всех этих местах витал неуловимый дух — братства, команды, тусовки, банды. Ощущение, что здесь находятся люди слова и люди дела, люди, с которыми, черт побери, можно ввязаться в стартап и остаться друзьями (а это куда сложней, чем пожениться и потом не развестись). И эта стая не разлеталась по своим углам, когда заканчивалась школа, — сообщество сплеталось, держалось вместе, выдавало идеи и проекты, прежние участники достигали высот и приезжали на новые школы уже не «школьниками», а лекторами. Такие школы — это вечное движение, это перекрестки людей и идей, это такая история, после которой ты никогда уже не будешь прежним.
Приложение 1. Все лекции зимних школ Future Biotech
Лектор | Тип лекции | Лекция |
---|---|---|
2013 год | ||
Сергей Недоспасов (Биофак МГУ) | Наука | Молекулярная иммунология и биотехнологии будущего |
Игорь Агамирзян (ОАО РВК) | Бизнес | Глобальная экономика и технологическое предпринимательство |
Андрей Цатурян (Институт механики МГУ) | Наука | Механизмы работы и регуляции актин-миозинового мотора поперечно-полосатых мышц |
Сергей Бершицкий (Институт иммунологии и физиологии УрО РАН) | Наука | Методы исследования механических характеристик моторных белков |
Евгений Рогаев (ИОГен РАН) | Наука | Молекулярная генетика мозга |
Павел Балабан (Институт ВНД и нейрофизиологии РАН) | Наука | Молекулярные механизмы памяти |
Алексей Финкельштейн (Институт белка РАН) | Наука | Проблема самоорганизаии белковых молекул |
Роман Ефремов (ИБХ РАН) | Наука | Сложная молекулярная жизнь «простых» биомембран: динамические явления и вычислительный эксперимент |
Алексей Конов (Венчурный фонд Rus Bio Ventures) | Бизнес | Венчурное инвестирование в био-проекты: некоторые основные условия, чтобы из науки сделать бизнес |
Станислав Колесников (Институт биофизики РАН) | Наука | Гептаспиральные рецепторы: свойства и сигнальные функции |
Фатима Гиоева (Институт белка РАН) | Наука | Транспорт сигнальных молекул |
Евгений Гришин (ИБХ РАН) | Наука | Токсиномика: от комбинаторных библиотек до лекарственных препаратов |
Кирилл Песков, Юрий Косинский (Новартис) | Индустрия | Разработка лекарственных средств: клинические испытания и математическое моделирование |
Александр Апт (Институт туберкулеза РАМН) | Наука | Генетика взаимодействия паразит-хозяин на примере внутриклеточных инфекций» |
Иван Шатский (НИИ ФХБ МГУ) | Наука | Рибосомный профайлинг — новый метод анализа генной экспрессии в масштабе целого транскриптома клетки |
Вячеслав Колб (Институт белка РАН) | Наука | Свойства синтезируемого рибосомой полипептида, ожидаемые и парадоксальные |
Константин Северинов (ИМГ РАН / ИБГ РАН / Сколтех) | Наука | Адаптивная иммунность у прокариот |
Владимир Польшаков (Центр магнитной томографии МГУ) | Наука | Методы ЯМР-скрининга биологически активных соединений |
Александр Арсеньев (ИБХ РАН) | Наука | ЯМР-спектроскопия мембранных белков |
Дмитрий Чудаков (ИБХ РАН) | Наука | Применение технологий секвенирования нового поколения для анализа репертуаров Т-клеточных рецепторов |
Петр Чумаков (ИМБ РАН) | Наука | Контроль качества клеток |
Андрей Гудков (Roswell Park Cancer Institute) | Наука | Эпигенетический контроль безопасности генома млекопитающих |
Александр Каплан (Биофак МГУ) | Наука | Нейрокоммуникаторы и нейроконтроллеры: теоретические и экспериментальные основания, практические перспективы, этические аспекты |
2014 год | ||
Борис Животовский (Биофак МГУ / Каролинский Институт (Стокгольм)) | Наука | Implication of the fundamental cell death research in the therapy of various diseases |
Владимир Чуб (Биофак МГУ) | Наука | Позиционная информация, или как создать виртуальное растение |
Игорь Агамирзян (ОАО РВК) | Бизнес | Облик грядущего и смена технологических уладов в обществе |
Зоя Зорина (Биофак МГУ) | Наука | Биологические предпосылки мышления человека, или думают ли животные? |
Юрий Панчин (ИППИ РАН) | Наука | Клеточные основы поведения |
Константин Северинов (ИМГ РАН / ИБГ РАН / Сколтех) | Наука | Structure-functional analysis of bacterial transcription |
Георгий Базыкин (МГУ / Сколтех) | Наука | Простой и сложный естественный отбор в эволюции молекул |
Вадим Агол (Институт полиомиелита РАМН) | Наука | Природа патогенности вирусов |
Михаэль Гутщов (Институт фармацевтики Университета Бонна (Германия)) | Наука | How to inhibit therapeutically relevant human cysteine proteases by small molecules |
Боян Жагрович (Университет Вены (Австрия)) | Наука | Computational modeling of biomolecules |
Сергей Лукьянов (ИБХ РАН) | Наука | Применение технологий массированного секвенирования в онкологии и иммунологии |
Петр Сергиев (НИИ ФХБ МГУ) | Наука | Бактериальная рибосома — фабрика по синтезу белков и мишень антибиотиков |
Виктор Цетлин (ИБХ РАН) | Наука | Полипептидные нейротоксины и рецепторы: вчера и сегодня |
Елизавета Бонч-Осмоловская (Институт микробиологии РАН) | Наука | Термофильные прокариоты: от генома к фенотипу и обратно |
Кирилл Жуденков (Новартис) | Индустрия | Математическое моделирование при разработке лекарственных средств |
Юрий Стефанов (Visual Science) | Индустрия | Научная графика и «зоопарк вирусов» |
2015 год | ||
Фазли Атауллаханов (Гематологический научный центр МЗ РФ) | Наука | Биофизические механизмы деления клетки |
Евгений Пятницкий-Чеклер (Pfizer) | Наука | Case study for discovery of an anabolic drug |
Константин Лукьянов (ИБХ РАН) | Наука | Генетически кодируемые флуоресцентные метки |
Федор Кондрашов (Центр геномной регуляции (Барселона)) | Наука | Взаимодействия между сайтами белков и молекулярная эволюция |
Петр Свешников (ВНЦ молекулярной диагностики и лечения) | Наука | Гибридомная технология – 40 лет успеха |
Алексей Масчан (ФНКЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии) | Медицина | Хронический миелолейкоз – от пациента к науке и обратно |
Софья Пчелина (ПИЯФ) | Наука | Биомаркеры развития нейродегенеративных заболеваний |
Наталья Лазаревич (НИИ Канцерогенеза РОНЦ) | Наука | Массовое параллельное секвенирование в онкологии – что мы умеем сегодня и чему должны научиться завтра? |
Евгений Имянитов (НИИ онкологии МЗ РФ) | Медицина | Молекулярная диагностика в онкологии |
Константин Северинов (ИМГ РАН / ИБГ РАН / Сколтех) | Наука | Small RNA based adaptive immunity/molecular memory system of prokaryotes |
Елена Парфенова (Кардиоцентр) | Медицина | Резидентные стволовые клетки сердца: механизмы участия в регенерации миокарда и перспективы клинического использования |
Дмитрий Голиков (Биопроцесс Кэпитал Партнерс) | Бизнес | Венчурные инвестиции в фармацевтический бизнес |
Андрей Кульбачинский (ИМБ РАН) | Наука | Инициация транскрипции у бактерий: что нужно РНК-полимеразе, чтобы начать синтез РНК? |
Александр Шпектор (МГМСУ) | Медицина | От персонализированной медицины к доказательной и обратно |
Андрей Афанасьев (iBinom) | Индустрия | Как биоинформатика меняет жизнь людей: компании, проекты, перспективы |
Иван Дементьев (АСИ / ГАУГН) | Индустрия | Инженерное мышление 3.0 |
2016 год | ||
Евгений Николаев (ИНЭП ХФ РАН) | Наука | Масс-спектрометрия ультравысокого разрешение и ее применение для анализа сложных химических и биохимических смесей и идентификации многоатомных соединений |
Филипп Хайтович (Сколтех) | Наука | Human brainomics |
Мария Фаликман (Филфак МГУ) | Наука | Чем занимается современная когнитивная наука |
Игорь Корниенко (ЮФУ) | Наука | Перспективы ДНК-идентификации личности |
Василий Власов (ММА им. Сеченова) | Медицина | Как проводятся клинические испытания и почему мы им не вполне верим |
Алексей Гаврилов (ИБГ РАН) | Наука | Пространственная организация эукариотического генома |
Федор Кондрашов (Центр геномной регуляции (Барселона)) | Наука | Исследования ландшафта приспособленности: от моделей до данных |
Константин Северинов (ИМГ РАН / ИБГ РАН / Сколтех) | Наука | В поисках новых CRISPR систем |
Николай Пименов (ФИЦ ФОБ РАН) | Наука | Анаэробное окисление метана - глобальный биогеохимический процесс на нашей планете |
Елена Васильева (Центр атеротромбоза ГКБ №23) | Наука | Атеросклероз: что это такое? |
Николай Бовин (ИБХ РАН) | Наука | Есть ли у человека ауто-антитела к углеводам и белкам? |
Алексей Семьянов (Нижегородский нейронаучный центр) | Наука | Нейрон-глиальные взаимодействия в мозге |
Ольга Соколова (Биофак МГУ) | Наука | Как увидеть конформационные изменения белков в электронном микроскопе |
Алексей Зайцев (ИЭФБ РАН) | Наука | Роль глутаматергической системы при судорожных состояниях |
2017 год | ||
Михаил Александрович Масчан (заместитель генерального директора ФГБУ «ННПЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России) | Медицина | Персонализированная медицина в детской гематологии: начало пути |
Сергей Анатольевич Лукьянов (академик, ректор РНИМУ) | Медицина | Медицина будущего |
Александр Габибович Габибов (академик, директор ИБХ РАН) | Медицина | Концепция магической пули сегодня |
Вадим Маркович Говорун (академик, директор ФНКЦ физико-химической медицины ФМБА, заместитель директора ИБХ РАН) | Медицина | Норма как основа персональных подходов к лечению |
Сергей Артурович Недоспасов (академик, заведующий кафедрой иммунологии биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова) | Медицина | Нерешенные иммунологические проблемы биомедицины, с упором на технологии |
Евгений Наумович Имянитов (член-корр. РАН, руководитель отдела биологии опухолевого роста НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова) | Медицина | Молекулярная медицина в онкологии |
Дмитрий Алексеевич Сычёв (член-корр. РАН, заведующий кафедрой клинической фармакологии и терапии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования) | Медицина | Персонализированная медицина глазами клинического фармаколога: сдержанный оптимизм |
Сергей Александрович Мошковский (профессор РАН, д.б.н., заведующий отделом персонализированной медицины НИИ биомедицинской химии имени В.Н. Ореховича) | Медицина | Двадцать лет протеомики — что для медицины? |
Михаил Алексеевич Пятницкий (к.б.н., доцент кафедры биоинформатики МБФ РНИМУ) | Медицина | Введение в геномику рака и персонализированную медицину в онкологии |
Михаил Александрович Пантелеев (д.ф.-м.н., заведующий лабораторией молекулярных механизмов гемостаза Центра теоретических проблем физико-химической фармакологии РАН) | Медицина | Тромбозы, системная биология и персонализированная медицина |
Миральда Ивановна Блинова (к.б.н., в.н.с., руководитель группы клеточной биотехнологии Института цитологии РАН) | Медицина | Клеточные технологии — способ восстановления поврежденных тканей |
Иван Владимирович Звягин (к.б.н., с.н.с. лаборатории сравнительной и функциональной геномики ИБХ РАН и лаборатории трансплантационной иммунологии и иммунотерапии гемобластозов ФГБУ «ННПЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России) | Медицина | Репертуары рецепторов Т-лимфоцитов |
Дмитрий Александрович Затейщиков (д.м.н., профессор, руководитель Сосудистого центра (первичного сосудистого отделения) ГБУЗ «Городская клиническая больница № 51 ДЗ г. Москвы») | Медицина | Генетика атеросклероза и гипертонии — есть ли возможности для индивидуализации лечения? |
Андрей Викторович Летаров (д.б.н., заведующий лабораторией вирусов микроорганизмов ФИЦ Биотехнологии РАН) | Медицина | Взаимодействия фаг-бактерия и перспективы их применения в медицине |
Александр Владимирович Карабельский (директор департамента перспективных исследований BIOCAD) | Медицина | Таргетные лекарственные препараты |
Приложение 2. Материалы по итогам зимних школ
Статьи (2013 г.)
- Абрахманова М. (2013). Почитаемые люди: ученый Михаил Гельфанд — «Миллионера из меня не получилось...» Студенческая газета Gaudeamus;
- Казанцева А. (2013). Улитки ответят за нашу память. Slon.ru;
- Маркина Н. (2013). Мозг: добро пожаловать. «Наука в фокусе»;
- Маркина Н. (2013). Хорошее лекарство надо сначала вычислить. «Газета.ру»;
- Клещенко Е. (2013). Моментальный снимок белкового синтеза. «Химия и жизнь»;
- Резник Н. (2013). Люди и мыши против туберкулеза. «Химия и жизнь»;
- Резник Н. (2013). Между ядом и лекарством. «Химия и жизнь»;
- Элементы: «Какой же вклад протеинкиназа M-дзета вносит в формирование памяти?»;
- Элементы: «Компьютерное моделирование мембран, липид-II и покрывало Пенелопы»;
- Элементы: «„Поворот и замок“: новая модель мышечного сокращения»;
- Элементы: «Прокариотическая система иммунитета поможет редактировать геном».
Статьи (2014 г.)
- Биомолекула: «У истоков генетического кода: родственные души»;
- Элементы: «Начало и конец»;
- Животовский Б. (2014). Программируемая гибель клеток — медицине. «Химия и жизнь»;
- Мищенко Е. (2014). Эйнштейн feat. Хокинг: что такое коллаборации в науке и для чего они нужны? «Теории и практики»;
- Мищенко Е. (2014). Печатайся или умри: как перестать паниковать и написать первую научную статью. «Теории и практики»;
- Мищенко Е. (2014). Раны РАН: как спасти российских ученых и создать идеальную академию наук. «Теории и практики»;
- Маркина Н. (2014). Вирусы будут продавать в аптеках. «Газета.ру»;
- Паевский А. (2014). Зимняя сказка для научных сотрудников младшего возраста. «Троицкий вариант».
Видео
- Как устроена наша память? Как создать новое лекарство? (2013). ОТР;
- Чудаков Д. (2013). Репертуары Т-клеточных рецепторов. ««ПостНаука»»;
- Цатурян А. (2013). Молекулярные белковые моторы. «ПостНаука»;
- Каплан А. (2013). Нейроинтерфейс мозг-компьютер. «ПостНаука»;
- Каплан А. (2013). Нейрокоммуникаторы. «ПостНаука»;
- Апт А. (2013). Инфекционный процесс. «ПостНаука»;
- Апт А. (2013). Избыток иммунитета. «ПостНаука»;
- Польшаков В. (2013). ЯМР биомолекул. «ПостНаука»;
- Польшаков В. (2013). Ядерный магнитный резонанс. «ПостНаука».