Антон Нелихов: «Динозавры России: прошлое, настоящее, будущее». Рецензия
23 ноября 2022
Антон Нелихов: «Динозавры России: прошлое, настоящее, будущее». Рецензия
- 139
- 0
- 1
-
Автор
-
Редакторы
В своей новой книге Антон Нелихов совершает увлекательное путешествие в пространстве и во времени по важнейшим местонахождениям динозавровых фаун России, рассказывает об удивительных находках и знакомит читателя с неутомимыми исследователями, открывшими их миру.
Оценка «Биомолекулы»
Качество и достоверность: 9/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)
Легкость чтения: 10/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)
Оригинальность: 10/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)
Кому подойдет: поскольку история палеонтологической науки в России сама по себе вещь нетривиальная, книга будет интересна широкому кругу читателей.
В Палеонтологическом музее им. Ю.А. Орлова в Москве достаточно впечатляющих скелетов вымерших мезозойских рептилий, но тех, что найдены в России, отыскать там непросто. И даже шикарное панно в мезозойском зале изображает Гоби мелового периода, а не Красноярский край и Приамурье. «Русских динозавров вообще можно назвать чемпионами по пряткам среди динозавров» — пишет Антон Нелихов в предисловии. Да, динозавров нелегко найти. На территории России нет таких месторождений, как в Монголии, США или Китае, но белым пятном на «динозавровой карте мира» наша страна уже не является. Из книги Нелихова мы узнаем о том, как развивалось изучение динозавровых фаун в России и каких успехов удалось добиться в последние десятилетия. В значительной степени это заслуга небольшого числа неутомимых энтузиастов. Палеонтологическую науку всегда двигали пассионарии, но в истории российской палеонтологии это особенно заметно.
Как мы узнаем из книги, на раннем этапе профессиональных палеонтологов было мало, и они предпочитали концентрироваться на пермских месторождениях, а потом «случилась» Монголия — огромное количество материала оттуда перетянуло на себя всё внимание. И здесь уже вступают те самые энтузиасты, с которыми нас знакомит Нелихов. Вот лишь несколько из них: 1) учитель биологии Ю.Л. Болотский обнаружил в 1980-х гг. динозавров в Благовещенске и, не найдя поддержки, самостоятельно организовал раскопки, итогом чего через несколько лет стало открытие четырех новых родов гадрозавров; 2) художник и краевед С.А. Краснолуцкий не только открыл уникальное месторождение среднеюрской фауны в Березовском угольном карьере, но и более двадцати лет отдал раскопкам; 3) неутомимый геолог С.М. Синица, на семьдесят третьем году жизни нашла в Читинской области оперенного кулиндадромея. Каждый из таких энтузиастов искренне верит в то, что делает, полностью отдается делу и «заражает» своей энергией и видением окружающих. Портреты этих людей (с некоторыми из которых автор познакомился лично) получились в книге очень живыми.
Стоит сказать немного о структуре книги. Если первая глава — это исторический экскурс, то остальные восемь построены в интересном стратиграфическом порядке — каждая описывает определенное месторождение окаменелостей в последовательной привязке к геологической эпохе, от раннего юрского до позднего мелового периодов. Рассказывая о знаковых для каждого месторождения находках , автор дает и краткий экскурс в эволюцию той или иной группы вымерших животных. Так мы понимаем, как новые находки встраиваются в уже сложившуюся картину, дополняют ее или же, напротив, заставляют вносить существенные коррективы.
Многие из этих находок «ожили» на страницах книги благодаря замечательным реконструкциям выдающегося палеоанималиста Андрея Атучина.
Каждое месторождение ископаемых представляет собой уникальный слепок исчезнувшей экосистемы. Некоторые из них бывают поистине удивительными, и тем они ценнее для воссоздания объемной картины исчезнувшей жизни. В этом плане автор не фокусируется всецело на динозаврах. Можно даже сказать, что книга, несмотря на свое название, скорее о динозавровых фаунах. Рассказывая о том или ином месторождении, автор уделяет немало внимания найденным там рыбам, амфибиям, черепахам, крокодилиформам и маммалиаформам. Последним очень существенное место уделено в главе, посвященной удивительным находкам из Березовского угольного карьера. И это вполне оправдано.
«В Березовском карьере на два рода черепах, один род крокодилиформа и четыре рода динозавров приходится около двадцати видов маммалиаформ. Схожая ситуация в британском Форест Марбл [...] Возникает вопрос: а можно ли вообще называть первую половину юрского периода временем динозавров?» — пишет Нелихов. Автор недвусмысленно старается привлечь внимание читателя к очень важной проблеме — наши знания об исчезнувших экосистемах скудны и фрагментарны, но представлять исчезнувший мир необходимо именно в виде связанных сообществ. Бессмысленно изображать геологическое прошлое как набор отдельных видов, существующих будто красочный разворот в детской энциклопедии, в виде разрозненных образов, затерявшихся в безвременье. Собственно, палеонтологи уже давно изучают именно ископаемые экосистемы, так как это помогает понять и эволюцию отдельных видов. Однако эта очевидная по своей сути мысль куда медленнее просачивается в популярную литературу по палеонтологии. «Динозавры „для детей“ не учат научной картине мира» — пишет автор, но именно так — как своеобразный доисторический бестиарий — продолжает выглядеть палеонтология в вульгаризированном изложении. Из «уравнения» постоянно выпадают эволюция, геология, экология. А смысл читать про динозавров, не имея представления об эволюции ? Как пишет Нелихов «...палеонтология дает человеку правильные ориентиры, формирует у него адекватную картину мира. В этой картине люди представлены лишь крохотным эпизодом в долгой истории Земли». Поэтому, не знакомясь с палеонтологией именно как с наукой, мы ничему не научимся.
Собственно, идейные креационисты и не отрицают существования динозавров. Просто в их представлении все эти диковинные твари жили вместе в одну эпоху и были смыты с лика планеты Всемирным потопом.
Поскольку, как метко указал Антон Нелихов «... всё ценное в палеонтологии лежит вне сферы практической пользы», палеонтологов можно с уверенностью назвать самыми большими романтиками от мира науки. Они отправляются в трудные экспедиции, страдают от жары, или холода, или насекомых (иногда и от всего вместе) не для того чтобы подарить людям еще одно месторождение нефти, а чтобы изменить наше мировоззрение. Пускай это звучит пафосно, но так и есть — без палеонтологов теория эволюции была бы совсем другой (скорее, и не было бы ее). Не развилось бы и наше представление о глубоком времени, поскольку, ничего не зная об эволюции биосферы, у нас не было бы событий, которыми его можно заполнить.
Книга Антона Нелихова — это дань уважения палеонтологам и яркое напоминание, зачем нам нужна эта замечательная наука. Благодаря немногим энтузиастам российская палеонтология получила мощный импульс, и хочется верить, что книга будет одним из способов передать его новому поколению исследователей.