Елена Клещенко. «ДНК и ее человек. Краткая история ДНК-идентификации». Рецензия
03 августа 2019
Елена Клещенко. «ДНК и ее человек. Краткая история ДНК-идентификации». Рецензия
- 962
- 0
- 2
-
Автор
-
Редакторы
Правда ли, что потомки Чингисхана живут по всей планете? Можно ли быть уверенным, что ученые нашли расстрелянную семью Романовых? Можно ли по генетическому материалу определить внешность человека? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в книге Елены Клещенко «ДНК и ее человек. Краткая история ДНК-идентификации», вышедшей в издательстве Альпина нон-фикшн.
Оценка «Биомолекулы»
Качество и достоверность: 9/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)
Лёгкость чтения: 5/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)
Оригинальность: 7/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)
Кому подойдет: всем, кто хочет узнать больше про ДНК-идентификацию, а особенного бэкграунда не имеет
Книга «ДНК и ее человек» Елены Клещенко поведает об идентификации человека по ДНК с самых азов: начиная с того, что же такое генетический материал и как ученые пришли к возможности (почти) безошибочно определять личность человека. Рассмотрены в ней и методы, которые позволяют проводить генетическую экспертизу, и обстоятельства, которые привели ученых к их разработке. Более того, читатель познакомится и с применением анализа ДНК на практике, например, в криминалистике и изучении истории человечества.
Как и положено книге, во многом посвященной криминалистике, с первых страниц мы сталкиваемся с детективной историей о том, как, согласно анализу ДНК, мать оказалась вовсе не матерью своим детям. А разгадку этого и объяснение того, кто такие люди — (генетические) химеры, состоящие из клеток двух типов, читатель получает только ближе к концу книги.
Биомолекула недавно публиковала статью и комикс Наука на службе закона: Криминалистика, посвященные генетической экспертизе, истории научной криминалистики и развитию судебно-медицинской генеалогии сегодня. Многие темы, затронутые в ней, освещены в книге гораздо подробнее.
Для тех, кто не знаком с понятием «ДНК», будет полезна первая часть «ДНК и ее человек». Оттуда вы сможете узнать, что такое генетический материал, как была открыта двойная спираль и что такое ген. Следующая часть повествует о рождении методик секвенирования ДНК, включая и классические — секвенирование по Сенгеру, и самые новейшие — третьего поколения, например, нанопоровое секвенирование с малюсеньким «секвенатором-флешкой» MinION.
Конечно, автор не могла обойти стороной и методы, используемые в ДНК-экспертизе сегодня. После прочтения книги «ДНК и ее человек» фразы «саузерн-блот», «анализ полиморфизма длин рестрикционных фрагментов», «снипы», «STR-маркеры», «полимеразная цепная реакция» уже не должны наполнять трепетом и ужасом незнакомого с биологией читателя. Также станет понятно, когда используют анализ митохондриальной ДНК, а когда фокусируются на Y-хромосоме.
Напоминаем, что Биомолекула публиковала целый цикл по различным методам, применяемым в биологии. Так что, не покидая нашего сайта, вы можете прочитать и что такое ПЦР, и как делается секвенирование, в том числе нанопоровое.
Например, вот так автор рассказывает о полиморфизме длин рестрикционных фрагментов: «Два образца ДНК — допустим, взятые у двух разных людей — обрабатывают одной и той же рестриктазой, потом гибридизуют отпечатки на мембране с одним и тем же зондом и получают неодинаковые картинки, длины меченых фрагментов не совпадают. Почему так происходит? Оказалось, у некоторых людей может отсутствовать тот или иной сайт рестрикции по причине замены одного нуклеотида, например GGGCCC у них превращается в GGТCCC. Рестриктаза теперь его не узнаёт — она сурова, как поисковик программы Word, и, в отличие от Google, не делает поправок на опечатки. Если обработать рестриктазой ДНК человека с такой мутацией, то вместо двух коротких фрагментов, как у большинства людей, у него получится один длинный. И та же картина может наблюдаться у потомков этого человека».
Так, постепенно, читатель получает базу для того, чтобы понять, как именно проводились самые громкие расследования нашего времени, и наконец узнать о самом интересном. Если в первой части книги из «научпоп» явственно доминировала именно научная сторона, то во второй части книга становится более популярной. ДНК-экспертиза отходит на задний план и показывается именно методом для достижения цели: поиска ответа на конкретный вопрос, хотя нельзя не отметить, что научная сторона все так же описана подробно и корректно. Каждая история рассказана с использованием цитат, портретов героев, описаний и множества источников.
В следующих главах затронуты политические события, например, Моникагейт с публичным скандалом вокруг американского президента Билла Клинтона, и множественные судебные случаи: и архивные, как дело Джека-потрошителя, и произошедшие недавно, как теракт в Домодедово.
Не осталась без внимания и роль ДНК-экспертизы в прояснении исторических и даже палеолитических неясностей: оказывается, этот метод может поставить точку в многолетних и даже многовековых спорах. Так, в частности, рассмотрена личная жизнь и современные потомки президента Джефферсона и дискуссии норманистов и антинорманистов о том, кем же был Рюрик и его потомки. Подробно рассказано и об идентификации расстрелянной царской семьи под Екатеринбургом. Именно это расследование стало одним из самых знаковых в генетической экспертизе наших дней и вовлекла специалистов из многих стран:
Теперь доказано, что даже кости, обожженные в костре, залитые кислотой и пролежавшие в земле целый век, можно заставить «говорить»: ПЦР, анализ STR и мтДНК работают и в этом случае.
А если заглянуть в глубь веков, то изучение двойной спирали может поведать даже о миграциях народов и их образе жизни!
Также читатель узнает и о том, насколько успешно применяется анализ генетического материала в эпидемиологии. Интересно прочесть и о потенциальных альтернативах генетическому ДНК-фингерпринтингу для однозначной идентификации личности — даже для различения однояйцевых близнецов. Например, кто мог бы подумать, что для этого может подойти микробиом, уникальный для каждого индивидуума?
Наконец, в книге «ДНК и ее человек» поднимается вопрос, волнующий сегодня многих: безопасность и защита информации в современном мире. Уже сейчас преступнику из развитой страны трудно остаться анонимом, если правоохранительные органы решают использовать данные из баз генетических данных (легально или не совсем), и, например, находят владельца оставленной ДНК через родственников. А если учесть, что с развитием технологий по генетическому материалу можно будет пытаться предсказать возраст и внешность... Но, конечно, существуют и законы, обеспечивающие безопасность генетической информации. А на вопрос: «Безопасно ли загружать информацию о своем геноме в открытую базу данных?» Елена Клещенко отвечает так:
Безопасно ли заводить аккаунт в соцсети? Ответ примерно такой же: преимущества обычно перевешивают риск, но если волнуетесь — внимательно прочтите правила, включая мелкий шрифт, и подумайте сами, пользоваться ли вам этим сервисом и где поставить галочки в настройках. Рано или поздно нам всем придется учиться геномной безопасности: получив доступ к этим возможностям, человечество от них не откажется.
Как заявлено в начале «ДНК и ее человек», книга предназначена для широкой аудитории: как с биологическим образованием, так и без. Возможно, читателю без специфического образования может быть трудно прорваться через терминологию некоторых глав, несмотря на то, что термины объяснены. Зато разбор всех конкретных случаев читать очень легко, он обогатит любого знаниями о политике, юриспруденции, истории и многих других областях. Черно-белые иллюстрации помогают представить наглядно то, с какими именно «картинками» встречаются ученые в своей работе: например, ДНК-фингерпринты или родословные древа. В портретах героев историй тоже недостатка нет.
Книга написана легко и к месту весело, хоть сначала и привыкаешь к длинным конструкциям предложений. Приятны и лирические отступления от автора, которые, на удивление, не сбивают общее повествование. Единственный вопрос возникает к некоторым словоупотреблениям. Даже когда текст вещает о добром и вечном, автор зачем-то время от времени выбирает слова, имеющие однозначно расистские коннотации.
Изюминка текста — это то, насколько живыми предстают «столпы» науки, чьи имена мы привыкли читать в учебниках. Например, так мы узнаем о дне, когда возникла идея метода Полимеразной Цепной Реакции — ПЦР:
Итак, майской ночью 1983 г. Кэри Муллис, как обычно, ехал на своей серебристой «хонде» по трассе 128, направляясь из Беркли в Мендосино, в летний домик, где собирался провести выходные. С ним в машине была его девушка Дженнифер Барнетт, химик компании Cetus. (Роман их протекал столь бурно, что в Нобелевской лекции Муллиса о Дженнифер рассказывается едва ли не больше, чем о ПЦР.) Дорога поднималась в горы, вокруг цвели каштаны. Дженнифер спала, Кэри вел машину и думал, куда девать олиги.
Отдельно хочется отметить, что книга рассматривает многие исследования, проведенные именно российскими учеными и связанные с событиями нашей истории. Поэтому, если даже вы читали зарубежные переводные публикации по схожей тематике, присутствующие на рынке научпопа России сегодня, «ДНК и ее человек» тоже может оказаться вам интересна.