Карл Циммер: «Планета вирусов». Рецензия

Рецензии

Карл Циммер. «Планета вирусов». М.: «Альпина нон-фикшн», 2022. — 304 с.

Книга про самое интересное и опасное из мира вирусов: полчища риновирусов, гигантские мимивирусы и их крошечные паразиты вирофаги, «птичий» грипп и вирус птичьего лейкоза, ВИЧ и натуральная оспа. Не забыт и наш недавний «знакомый» — коронавирус SARS-CoV-2, который теперь интересен разве что с точки зрения его происхождения. Все эти микроскопические объекты только и «хотят», что губить жизни. Но это, скажем так, побочный эффект. А фактически — не было бы вирусов, не было бы и жизни в том разнообразии, которое мы имеем счастье наблюдать.

Кому подойдет: старшим школьникам, а также тем, кто интересуется историей медицины и вирусными инфекциями.

— Человек — царь природы!
— Только звери об этом не знают, они неграмотные.

«Тайна третьей планеты»

Боюсь, в отношении вирусов можно сказать то же самое: люди могут считать себя кем угодно, но главные на этой планете уж точно не они! Задолго до появления на Земле первых живых существ миром правили крошечные вирусы. За миллионы лет они сумели приспособиться ко всевозможным условиям: их находят в воздухе, в земле, в горах, во льдах и даже в океанах! Ученые подсчитали, что в океанах обитает в 100 млрд раз больше вирусов, чем песчинок на всех пляжах мира. (Если вы очень впечатлительны, не пытайтесь представить это количество — поберегите нервную систему.)

Да что там океаны — возможно, даже фактом своего рождения мы обязаны этим микроскопическим паразитам! Не ожидали? Дело в том, что у вирусов есть одно замечательное свойство — они умеют переносить гены. Мы, конечно, привыкли относиться к собственному геному как к своему второму «я», однако в этом «я» есть множество фрагментов древних вирусов (рис. 1). Заражая когда-то наших предков (и не только наших), они наделили их разными интересными и полезными функциями. Например, такой необходимый орган, как плацента, образовался только благодаря одному из эндогенными ретровирусов.

Разворот книги

Рисунок 1. Разворот книги «Планета вирусов» из которого вы узнаете, откуда у ученых возникли догадки про «набитый вирусами» человеческий геном.

фото Анны Ремиш

В 1999 г. Жан-Люк Блонд и его коллеги открыли эндогенный ретровирус человека, который они назвали HERV-W. К их удивлению, оказалось, что один из его генов все еще способен синтезировать белок. А белок этот, синцитин, как выяснилось, выполняет очень специфическую и важную работу, но не для вируса, а для его хозяина — человека. Он содержится только в плаценте

Идея «Планеты вирусов» возникла из ряда эссе, которые Карл Циммер написал для проекта «Мир вирусов» в рамках программы Science Education Partnership Award (SEPA). Он дополнил их и издал книгу в 2011 году. Однако с тех пор так многое изменилось, что ее переиздавали дважды: в 2015 и 2021 годах. Последнюю версию перевела «Альпина нон-фикшн» под научной редактурой Ирины Якутенко.

Так как вирусы — тема непростая, со множеством наукоемких терминов, повествование идет от простого к сложному. Первая глава — разминка. В ней автор рассказывает о вирусе табачной мозаики и истории открытия этого возбудителя. Оказывается, уже в конце XIХ века ученые догадывались, что, кроме бактерий, есть более мелкие инфекционные агенты. Их существование доказали экспериментально, но впервые увидели лишь в 30-х годах ХХ века, когда появились электронные микроскопы.

Пройдя «испытание» табачной мозаикой, вы вряд ли сможете оторваться от следующих глав, которые рассказывают о не менее интересных героях:

• риновирусах, вызывающих разнообразные ОРВИ;
  • вирусах гриппа и гриппозных пандемиях;
  • вирусах папилломы человека (ВПЧ), которые могут не только вызывать рак шейки матки у женщин, но и доброкачественные образования у кроликов, за что их прозвали «кроленями» (рис. 2);

«Рогатый» кролик с наростом

Рисунок 2. «Рогатый» кролик с наростом, образовавшимся из-за вируса папилломы кроликов. Выглядит очень неприятно, но является доброкачественной опухолью, которая не причиняет вреда здоровью животного. Судя по всему, в естественных условиях болеют только дикие североамериканские кролики.

• бактериофагах — вирусах, защищающих нас от бактерий;
  • эндогенных ретровирусах, фрагментами которых набит наш геном (подробнее об этом читайте в конце статьи);
  • вирусе иммунодефицита человека (ВИЧ), истории его открытия и трудностях, связанных с разработкой вакцины против этого возбудителя;
  • вирусе лихорадки Западного Нила, о его стремительном распространении по миру, на которое влияет... миграция птиц и торговля животными;
  • натуральной оспе и вирусе чумы рогатого скота — единственных вирусах, ликвидированных с помощью вакцин;
  • гигантских вирусах, которые впервые обнаружили в воде, но потом оказалось, что антитела к ним есть у животных и человека;
  • и, наконец, о SARS-CoV — коронавирусе, вызывающем атипичную пневмонию, а также его близком «родственнике» — SARS-CoV-2.
Разворот книги

Рисунок 3. «Планету вирусов» украшают лаконичные стильные иллюстрации Яна Шёнгера

фото Анны Ремиш

Из достоинств книги хочу отметить небольшой «карманный» формат — 20×12 см — и легкий стиль изложения, а также шикарные графичные иллюстрации Яна Шёнгера (рис. 1, рис. 3). Честно говоря, только благодаря им я обратила внимание на «Планету вирусов» (если посмотрите другие мои рецензии, то увидите, что я всегда выбираю книги с необычными иллюстрациями). К недостаткам я бы отнесла отсутствие Ebolavirus (возбудитель лихорадки Эбола) и других опасных филовирусов . Также удивительно, что в главе про натуральную оспу нет ни одного упоминания об оспе обезьян .

Об этих вирусах я рассказывала в статьях «Смертельная зараза: за что мы благодарны лихорадке Эбола и при чем тут „Спутник V“» и «Оспа — забытая победа (небольшой эпидемиологический детектив)» на «Биомолекуле».

Кстати, хотите страшилку? Представители семейства ретровирусов встраиваются в ДНК клетки хозяина (читайте об этом в отрывке на рис. 1). Мало того, эндогенные ретровирусы пошли дальше и научились передавать «инструкции» по собственной сборке по наследству новым поколениям!

При исследовании человеческого генома ученые стали находить эндогенные ретровирусы и в нем. Насколько известно науке, среди них нет ни одного активного. Но Тьерри Хайдман, сотрудник Института имени Гюстава Русси в Вильжюифе (Франция), и его коллеги обнаружили, что этот генетический балласт можно трансформировать обратно в полноценные вирусы