Подписаться
Биомолекула

Культурные традиции птиц передаются благодаря конформизму

Культурные традиции птиц передаются благодаря конформизму

  • 179
  • 0,1
  • 0
  • 0
Добавить в избранное print
Новость
Похоже, что не только способность формировать и передавать потомству культуру, но и традиционализм — общее свойство филогенетически очень удаленных обществ. Не потому ли в пасхальном семейном показе мод, ежегодно проходящем в Сиднее, уже более 30 лет участвуют утки? По той же доброй традиции праздник не обходится без жареной утятины.

Ученые проследили за динамикой распространения полезной информации в отдельных группах птиц. Оказалось, что знание о том, как открыть новую кормушку, распространялось в соответствии со структурой социальных сетей исследуемых популяций. Причем, когда птицы обнаруживали и другой способ открыть кормушку, они все равно значительно чаще использовали более популярный в их группе способ, распространившийся ранее. Благодаря конформизму в популяции закреплялась традиция, которая сохранялась и после смены поколений.

Люди копируют поведение друг друга и так постепенно создают традиции. Похожие процессы закрепления поведения на уровне сообщества наблюдаются и у приматов. А теперь ученые обнаружили конформистское поведение, которое вело к закреплению традиций в популяциях больших синиц (Parus major).

Большая синица и кормушка

Рисунок 1. Большая синица на фоне кормушки-головоломки. Птицы могли научиться открывать ее, дергая за голубую или красную дверцу. Представителей разных субпопуляций синиц научили разным способам открывания кормушки и наблюдали, как распространится по группе это знание и не найдут ли птицы другой способ. Фотография из [1].

Чтобы выяснить, насколько синицы склонны повторять друг за другом определенные действия, ученые предложили им задачку, которую можно было решить двумя эквивалентными способами [1]. Исследователям было интересно узнать, как быстро распространится по популяции способ решения задачи, которому обучили двух ее представителей, и будет ли распространение связано со структурой социальной сети группы птиц. Не менее важным был вопрос, не приобретет ли популярность альтернативный способ решения, который птицам не показывали, но который они могли обнаружить случайно.

В экспериментах изучали восемь относительно изолированных субпопуляций больших синиц, представители которых практически не взаимодействуют с птицами из других субпопуляций. Чтобы понять, как распространяется информация по птичьему сообществу, каждую особь нужно было идентифицировать. Для этого птицам надели на лапки браслеты с уникальными метками, которые считывались, когда синицы прилетали к кормушкам.

Как исследовать структуру социальных связей в группе птиц? В общем-то, как и у людей: нужно узнать, в какой компании каждая синица предпочитает обедать. Для этого ученые в течение десяти дней записывали, какие птицы вместе посещают кормушку. Чем чаще они прилетали подкрепиться вместе, тем прочнее была связь, которую ученые отмечали на схеме социальной сети сообщества. Ученые ожидали, что новые знания будут распространяться в субпопуляции по связям этой сети.

В качестве нового знания птицам предложили секрет открывания необычной кормушки, который раскрыли двум самцам из каждой субпопуляции синиц. У такой кормушки было две разноцветные дверцы, и птиц приучили тянуть за одну из них, чтобы получить доступ к корму (рис. 1). Другая дверца во время обучения была заблокирована, поэтому самцы не знали, что ее тоже можно открыть. Следует отметить, что птиц из разных сообществ обучали открывать разные дверцы. Потом самцов выпустили обратно, одновременно установив в лесу некоторое количество таких необычных кормушек. Анализ наблюдений показал, что способ открывания кормушки, которому научили самцов, распространялся среди птиц не случайным образом, а по социальным связям. Скорость обучения возрастала в 12 раз, если у синицы был приятель, который знал, как открывать кормушку (рис. 2). В результате технику «взлома» кормушек-головоломок освоили в среднем 75% птиц каждой субпопуляции. В контрольных субпопуляциях, представителей которых ничему не учили, лишь 9–53% научились открывать кормушку, и первая синица-взломщик появлялась значительно позже, чем в тех субпопуляциях, куда вернули прошедших обучение самцов. Общее число открываний кормушек-головоломок в контрольных группах птиц также было значительно ниже.

Интересно, что в каждой субпопуляции находился хотя бы один «изобретатель», который сам обнаруживал, что кормушку можно отрывать и другим способом, ничуть не хуже того, что распространился в популяции. Забавно, но большинство «изобретателей», а также тех, с кем они поделились «новаторским» методом, все равно намного чаще применяло «ортодоксальный» способ, и только считанные особи упорно пользовались альтернативным способом или чередовали оба.

Социальные сети в субпопуляциях больших синиц

Рисунок 2. Социальные сети и распространение метода открывания кормушки в пяти субпопуляциях больших синиц. Красные точки обозначают птиц, которые научились открывать кормушки за 20 дней эксперимента, черные — тех, что так и не научились. Две желтые точки в каждой группе соответствуют самцам синиц, обученным экспериментаторами. Интенсивность линий отражает прочность социальной связи. Рисунок из [1].

Если часть синиц из одной субпопуляции переносили в ареал обитания другой, где был распространен иной способ открывания кормушки, птицы быстро подстраивались под новую компанию и чаще использовали местный способ («Со своим уставом...»). 71% птиц, сменивших место жительства, изменил предпочтения и начал копировать наиболее популярное поведение новых знакомых. Получается, что чужаки прекрасно ассимилировались и помогали поддерживать местные традиции птичьего сообщества, делая выбор в пользу социальных стереотипов, а не собственного (хоть и тоже положительного) опыта.

Копирование действий друг друга позволяло птицам сохранять культурную традицию и в следующих поколениях. Спустя год после первого эксперимента ученые снова установили кормушки-головоломки в лесу. Хотя смертность у больших синиц высокая, и через год в популяции осталось меньше половины особей старшего поколения, они ничего не забыли и быстро передали новым членам группы полезную информацию о том, как у них принято открывать кормушки. Интересно, что птицы-старожилы при этом стали еще чаще использовать «традиционный» для субпопуляции способ открывания кормушек, будто прикладывая все силы для сохранения обычая. Получается, конформизм стоит на страже культурных традиций не только у людей*, и даже может быть полезен индивидууму. Особенно дикому: если «культурный» человек предпочтет голодное урчание кишечника поеданию рыбы неправильной вилкой, то «культурная» синица первой урвёт семечку из кормушки.

* — С птицами у нас вообще много общего — всем нам надо, например, уметь считать (и еще вопрос, кому это нужнее, если учесть дефицит корма в дикой природе): «Голуби умеют считать наравне с приматами» [2], «Числовая ось у цыплят такая же, как у людей» [3]. — Ред.

Литература

  1. Aplin L.M., Farine D.R., Morand-Ferron J., Cockburn A., Thornton A., Sheldon B.C. (2015). Experimentally induced innovations lead to persistent culture via conformity in wild birds. Nature518, 538–541;
  2. Голуби умеют считать наравне с приматами;
  3. Числовая ось у цыплят такая же, как у людей.

Комментарии