Макс Темпорелли и Теа Орси: «Как все менялось. Эволюция 10 изобретений, без которых невозможно представить наш мир». Рецензия

Макс Темпорелли и Теа Орси. «Как все менялось. Эволюция 10 изобретений, без которых невозможно представить наш мир». М.: «Альпина. Дети», 2024. — 88 c.

Не стоит забывать: «Идея за идеей — так и был создан мир». 10 идей, 10 примеров того, как люди объединились для достижения общих целей и улучшили мир вокруг нас. Пожалуй, только ради понимания, что сила человечества — в единстве — стоит прочитать эту оптимистичную книгу.

Кому подойдет: детям младшего и среднего школьного возраста и взрослым.

Книга «Как все менялось. Эволюция 10 изобретений, без которых невозможно представить наш мир» состоит из введения, заключения и, собственно, 10 глав с описанием первой модели изобретения, процесса его модернизации и современного вида. И хотя изобретений в книге всего 10, но познакомиться удастся со множеством ученых, инженеров и просто предприимчивых людей, поскольку за каждым изобретением стоит коллективная работа в течение многих десятилетий.

Первая глава знакомит читателей с эволюцией изобретения мирового масштаба — самолетом. К его созданию и совершенствованию в разное время приложили руку Леонардо Да Винчи, братья Райт, Чарльз Линдберг, Амелия Эрхарт. Вклад каждого в самолетостроение кратко описан и красочно нарисован создателями этой книги. Иллюстрации Аньезе Инноченти отлично отражают то, какие серьезные изменения претерпел самолет за несколько эпох.

Вторая глава — о компьютере — изобретении, которое сделало нашу жизнь проще и комфортнее. Компьютер берет на себя все большую долю работы: по почтовому сообщению, набору текста, по сбору и анализу всевозможных данных и др. А вот размер его постоянно уменьшается: первая модель с трудом помещалась в комнате, а сейчас он легко становится на стол, и это тоже результат работы команды специалистов.

Третья глава расскажет об эволюции устройств для определения географических координат: компасе, секстанте, GPS-навигаторе.

Четвертая глава — о самом популярном развлечении в мире — кинематографе.

Начало эры кинематографа связано с известным изобретателем Томасом Эдисоном. Он с коллегами сконструировал сначала кинетоскоп, который пролистывал фотоснимки с разными фазами движения, а затем кинетограф, позволивший записать движущееся изображение на пленку. Благодаря братьям Люмьер, за сюжетами кинематографа стали наблюдать на больших экранах. Жорж Мельес стал первопроходцем в монтаже и спецэффектах. Так досуг людей становился все интереснее, а индустрия кино — все более прибыльной.

Пятая глава — об устройствах, воспроизводящих музыку. И тут пионером был все тот же Т. Эдисон. Его прибор, фонограф, записывал и воспроизводил звуки. Инженер Эмиль Берлинер усовершенствовал и запатентовал свою версию прибора под название «граммофон». Он проигрывал пластинки, и за это по всему миру его называли просто «проигрыватель». Пластинки изготавливались из разных материалов: шеллака, винила и т.д. Со временем проигрыватели стали работать от сети. С появлением возможности записывать магнитный сигнал на пленку в обиход вошли кассеты, магнитофоны, плееры. Благодаря технологии МР3 музыку стало модно слушать, не отрываясь от повседневных дел.

Шестая глава — про автомобиль, который сейчас вряд ли кто-то готов поменять на первые транспортные средства, запряженные лошадьми. Над конструкцией автомобиля трудились ученые всего мира: француз Н. Кюньо создал «огненную телегу», немец Н. Отто сконструировал четырехтактный двигатель внутреннего сгорания, немец К. Бенц запатентовал первый автомобиль, американец Г. Форд запустил конвейер для их производства. После череды усовершенствований: двигателей, коробок передач, сидений и прочего. современные автомобили разъехались по планете. Как говорил Генри Форд: «... работать вместе — это успех».

Седьмая глава — о тех, благодаря кому «каждую секунду где-то в мире отходит поезд»: о Р. Тревитике — конструкторе первого парового двигателя, Дж. Стефенсоне — создателе первого паровоза, и прочих.

Восьмая глава — о телефоне, приборе, без которого представить современного человека невозможно. «Еще лет сто назад сама мысль, о том, что можно поговорить с кем-то, кто находится в другом городе или даже в соседнем доме, казалась невероятной», но итальянец А. Меуччи положил начало телефонной эпохе. К сожалению, Меуччи не имел средств даже на патентование своего устройства для устного общения, не говоря уже об усовершенствовании. Несмотря на это, его дело продолжилось. А. Белл запатентовал чертежи своего телефона и основал первую в мире телефонную компанию. Самые первые громоздкие телефоны сменились более компактными, затем — с дисковым набором, кнопочными и вообще беспроводными. Мартин Купер после множества экспериментов представил миру первый сотовый телефон, а через 10 лет они стали доступны каждому.

Девятая глава знакомит читателя с эволюцией и устройством телескопа, ведь люди с древности интересовались небесными телами. Впервые рассмотреть их поближе удалось мастеру по изготовлению очков Г. Липперсгею. Это изобретение хоть и позволяло наблюдать за небосводом поближе, но имело массу недостатков.

Труд Липперсгея стал источником вдохновения для Галилео Галилея, чья зрительная труба увеличивала изображение более чем в 30 раз. Дальнейшие открытия в области создания астрономических телескопов принадлежат И. Кеплеру, Х. Гюйгенсу, И. Ньютону, У. Гершелю и др. Современные телескопы способны даже покинуть пределы нашей планеты и наблюдать из космоса.

Десятая глава тоже про познание, но уже мельчайших деталей нашего мира, с помощью микроскопа. Крохотные объекты интересовали человечество ничуть не меньше, чем большие. Над первым прибором для их изучения трудился тоже мастер по изготовлению очков — З. Янсен, однако прошло несколько веков, прежде чем появился микроскоп, напоминающий современный. Натуралист А. Левенгук собрал микроскоп, позволяющий приблизить изображение примерно в 300 раз. Еще три века спустя немцы Э. Руск и М. Кнолл сконструировали первый электронный микроскоп.

Знакомство с 10 изобретениями, случившимися в результате слаженной работы многих людей из разных стран, заставляет задуматься о том, что «В одиночку можно сделать многое, в команде — еще больше!».

Книга написана очень увлекательно. В ней представлена отличная подборка историй, демонстрирующая, что в 10 изобретений, с которыми мы регулярно встречаемся в своей жизни, вложен труд множества людей разных национальностей и возможностей. Текст очень добрый и толерантный, слог легкий. Красочные рисунки прекрасно дополняют истории и улучшают восприятие. Книга заставляет задуматься, а «вдруг следующий великий изобретатель — это ты?».