Ричард Престон: «Эпидемия. Настоящая и страшная история распространения вируса Эбола». Рецензия

Рецензии

Ричард Престон. «Эпидемия. Настоящая и страшная история распространения вируса Эбола». М.: «Бомбора», 2020. — 304 c.

Рассказывая о хронологии событий в период первых вспышек лихорадки Эбола, Ричард Престон не щадит читателя. В это книге не встретятся описания молекулярных особенностей вируса или тех проблем, что он провоцирует в организме, зато кровавых подробностей жестокой расправы микроба над организмом более чем достаточно.

Кому подойдет: любителям репортажной журналистики и кровавых, но не научных подробностей.

Сразу стоит отметить, что Престон — журналист. У него нет естественно-научного бэкграунда, и он не то чтобы старается его получить. Здесь сразу вспоминается книга Уолтера Айзексона «Взломавшая код», в которой автор (тоже журналист) довольно глубоко погрузился в тему . Он не только узнавал подробности работы системы CRISPR-Cas9, но и своими руками претворил ее в жизнь в лаборатории. Можно привести и другой пример — книга Дэвида Куаммена «Межвидовой барьер», где журналист в том же репортажном стиле, что и Престон, рассказывает о страшных заболеваниях . Однако делает он это куда изящнее и интереснее.

Обзоры этоих книг мы уже публиковали на «Биомолекуле»: «Уолтер Айзексон: „Взломавшая код. Дженнифер Даудна, редактирование генома и будущее человечества“» и «Дэвид Куаммен: „Межвидовой барьер. Неизбежное будущее человеческих заболеваний и наше влияние на него“».

Престон приводит множество кровавых подробностей течения лихорадки Эбола, делает это увлеченно и на разных примерах. Не зря его книгу сравнивают с триллерами: в ней действительно есть напряженность, присущая этому жанру. Однако в случае научно-популярной литературы хочется получить не только отличный триллер на грани ужасов, но и увлекательную историю, способную удовлетворить любопытство читателя, предпочитающего научно-популярную литературу.

Порой в книге встречаются странные эпитеты, которые буквально «режут» слух. Возможно, здесь кроется не только недочет автора в выборе правильного слова, но и ошибка при переводе или редактуре.

Многие отрывки текста можно было бы сократить без потери ключевой, да и в целом интересной информации. Автор порой излишне увлекается описанием подробностей жизни эпизодического героя, которые никак не отражают общий посыл книги и не помогают больше сопереживать тем людям, жизни которых коснулась Эбола .

Подробнее о лечении смертельной лихорадки с помощью препарата на основе моноклональных антител и о вакцинации против болезни читайте в статьях «Биомолекулы»: «Инмазеб. Новая страница в истории лечения Эболы», «Смертельная зараза: за что мы благодарны лихорадке Эбола и при чем тут „Спутник V“» и «Уколы от Эболы».

Вот такие любопытные описания вирусов, с повторением одной и той же мысли в нескольких предложениях и спорными описаниями механизма проникновения вируса в клетку, предлагает Престон:

Вирус — это маленькая капсула, состоящая из мембран и белков. Капсула содержит одну или несколько нитей ДНК или РНК — длинных молекул, содержащих программное обеспечение для создания копии вируса. Некоторые биологи классифицируют вирусы как формы жизни, потому что они не являются однозначно живыми. Неясно, живые ли они, — можно сказать, что они не живые и не мертвые. Они влачат свое существование на границе между жизнью и не-жизнью. Вирусы, не попавшие внутрь клетки, просто сидят на мембране; ничего не происходит. Они мертвы. Они могут даже образовывать кристаллы. Вирусные частицы, содержащиеся в крови или слизи, могут казаться мертвыми, но они ждут, когда кое-что произойдет. Их поверхность липкая. Если проплывающая мимо клетка касается вируса, и липкость вируса соответствует липкости клетки, то он цепляется за нее. Клетка чувствует, что к ней прилип вирус, обволакивает его и втягивает внутрь. Как только вирус попадает в клетку, он становится троянским конем. Он включается и начинает размножаться

В конце книги представлен глоссарий и перечень действующих лиц — ученых, ветеринаров и других людей, чья история частично рассказана в данной книге. Иллюстраций в книге нет, отпечатана она на белой, не плотной бумаге.

В первую очередь книга будет интересна тем, кто в целом интересуется историей эпидемий и репортажной журналистикой. Людям с естественно-научным бэкграундом вряд ли удастся проникнуться историей, тем более, когда не удается узнать ничего принципиально для себя нового.