Содержание

1. Вирусы
    1. Оспе обезьян больше не уделяют должного внимания, потому что эпидемия продолжается только на территории Африки
    2. Новая вспышка лихорадки Марбург в Экваториальной Гвинее
    3. Возможно, еще один человек полностью избавился от ВИЧ
    4. Летучие мыши — уникальный естественный резервуар со своей стратегией самозащиты
  2. Нейробиология
    1. Активность зеркальных нейронов во время агрессии
    2. Позитивный настрой увеличивает шансы на полное восстановление
    3. Обнаружены нейроны мышей, отвечающие за мотивацию к спариванию
  3. Микробиология
    1. Продукт жизнедеятельности микробов кишечника способствует повышению восприимчивости к химиотерапии при раке поджелудочной железы
    2. Микробиом кишечника и нормальное развитие организма в раннем детстве
  4. Стволовые клетки
    1. Выяснение механизмов регенерации у животных способствует разработке нового подхода к терапии
  5. Биомедицина
    1. Микрофлюидный анализатор пота
    2. Этика использования психоделиков коренных народов
  6. Биоразнообразие
    1. Потепление привело к изменению ареала многих морских видов
    2. Формирование морских сообществ в конце мелового периода
    3. Фитопланктон нуждается в железе

SciNat за февраль 2023 #4: мотивация для выздоровления, анализатор пота и вспышка лихорадки Марбург

Межпланетная станция «Хаябуса-2» извлекает образец грунта с поверхности астероида Рюгу. Собрано 5 грамм с двух участков. Затем образцы были доставлены на Землю для определения состава, изучения процесса образования и эволюционной истории астероида. — An asteroid in the laboratory.

Последние выпуски месяца Nature и Science посвящены физике и космосу, но и биологии нашлось в них место. Февраль завершается повышенным интересом к вирусным заболеваниям, примечательной разработкой из области биомедицины и изучением нейробиологических основ поведения.

Вирусы

Вспышка заболеваемости оспой обезьян в 2022 году затронула более 100 стран и 78 000 человек. Использование вакцин и терапевтических средств объединенными силами развитых стран позволило подавить заболеваемость. Но в ряде стран, в которых оспа обезьян известна уже не одно десятилетие, все еще возникают эпидемии. Население нуждается в помощи здравоохранения даже тогда, когда в Европе и Америке больных уже не остается. Так, в Демократической Республике Конго количество новых случаев заражения существенно не уменьшилось с осени. Из-за недостаточного финансирования системы тестирования и вирусного надзора, местные специалисты считают, что реальные цифры куда больше. Полученные за 2022 год знания в области изучения вируса оспы обезьян по факту мало чем помогли эндемичным для него регионам. Тем временем, на территории Центральной Африки циркулирует штамм с летальностью до 10%. — WHO may soon end mpox emergency — but outbreaks rage in Africa, «Биомолекула»: «Оспа обезьян — на пороге новой эпидемии?».

Новая вспышка лихорадки Марбург в Экваториальной Гвинее

13 февраля Экваториальная Гвинея подтвердила вспышку лихорадки Марбург на территории страны. Данное заболевание во многом схоже с лихорадкой Эбола, и его летальность составляет до 88%. Подавить вспышку способно помочь тестирование вакцин, которые находятся на разных стадиях разработки. Одним из препятствий полевых испытаний может стать карантин — мера, способная положить конец вспышке раньше, чем будет введена первая доза вакцины. Первая вакцина, которую хотят использовать, разработана AstraZeneca в Великобритании. Вторая создана на базе Института вакцин Сабина, США. И третья — разработана компанией Janssen, Бельгия. Четвертая создана Public Health Vaccines, США. Пятая — разработана Auro Vaccines, США. Все перечисленные вакцины представлены небольшими объемами, но только две из них были раннее испытаны на людях. Испытание вакцины в Экваториальной Гвинее может предоставить ценные данные о безопасности вакцин и иммунном ответе, который они вызывают у групп населения, подверженных риску будущих вспышек. — Marburg virus outbreak: researchers race to test vaccines.

Возможно, еще один человек полностью избавился от ВИЧ

Третий человек в мире избавился от ВИЧ в организме после пересадки костного мозга на устойчивые к ВИЧ стволовые клетки донора. В настоящее время антиретровирусная терапия позволяет снижать количество вирусных частиц в организме до уровня, при котором не осуществляется передача ВИЧ другому человеку. Однако, при отмене терапии, вирус возьмет свое. Пересадка костного мозга позволяет полностью избавится от ВИЧ в организме, но процедура сопряжена с высоким риском и проводится чаще всего для лечения онкологии, например острого миелоидного лейкоза, попутно избавляя организм от ВИЧ. Третьим пациентом, по предварительным данным, избавленным от вируса стал человек из Нью-Йорка. Сейчас известно, что вирус не обнаруживается в его организме уже на протяжении 14 месяцев. — Third patient free of HIV after receiving virus-resistant cells, «Биомолекула»: «Победа над ВИЧ: смертельная лотерея со счастливым концом».

Летучие мыши — уникальный естественный резервуар со своей стратегией самозащиты

Летучие мыши известны своим вкладом в распространение вирусов, а также уникальной ролью естественных резервуаров для многих из них. Исследователи ищут ответ на вопрос — как летучие мыши способны быть вместилищем подобного количества микробов и при этом оставаться к ним нечувствительными. Помочь с решением могут стволовые клетки, полученные из взрослых соматических клеток. На ранних этапах работы уже стало известно, что животные способны не только переносить вирусные частицы, но и создавать условия для поддержания их в активном состоянии. Также, выянилось, что гены вирусного генома, оказавшиеся частью генома летучей мыши или человека, становятся вновь активными. Есть вероятность, что такое сохранение активности генов вируса работает на подобии самовакцинации, то есть является частью стратегии организма по защите. — How do bats live with so many viruses? New bat stem cells hint at an answer, «Биомолекула»: «Уроки толерантности от летучей мыши: как ужиться с полчищем смертоносных вирусов».

Активность зеркальных нейронов во время агрессии

Зеркальные нейроны гипоталамуса активны у мышей во время драки, а также во время наблюдения за дракой у сородичей. Возможно, данный тип нейронов участвует в формировании агрессии — сложного социального поведения. Ученые предполагают, что зеркальные нейроны принимают участие в реакции защиты, к которой может быть отнесена агрессия, направленная на репродуктивный успех. — ‘Mirror neurons’ fire up during mouse battles.

Позитивный настрой увеличивает шансы на полное восстановление

Исследователи нашли подтверждение, что психологический вклад в процесс выздоровления может стать решающим. Так, ученые обнаружили, что мыши, которым после инфаркта стимулировали область мозга, отвечающую за положительные эмоции и мотивацию, быстрее восстанавливались. Оказалось, что активация центра вознаграждения мозга, вентральной области покрышки, вызывает иммунные изменения, которые способствуют уменьшению рубцовой ткани. Позитивный настрой способен ускорить процесс восстановления после перенесенных заболеваний, правда, механизм происходящих «чудес» еще только предстоит выяснить. — Your brain could be controlling how sick you get — and how you recover.

Обнаружены нейроны мышей, отвечающие за мотивацию к спариванию

После полового акта мыши теряют интерес к спариванию на некоторое время. Исследователи обнаружили, что нейроны, в которых экспрессируется рецептор эстрогена 2, связаны с эякуляцией. Данные нейроны располагаются в ядре ложа терминальной полоски. У обоих полов активация этих нервных клеток приводит к подавлению сексуальной активности, а их инактивация, наоборот, восстанавливает стремление к совокуплению. Повышенная возбудимость таких нейронов сильнее выражена у самцов. — Hyperexcited limbic neurons represent sexual satiety and reduce mating motivation.

Высокая частота образования метастаз при аденокарциноме протоков поджелудочной железы может поставить данную патологию на второе место в рейтинге самых смертоносных опухолей к 2040 году. Также, этому способствует низкий процент пациентов, которые реагируют на терапию. Сперва исследователи полагали, что ключевым фактором являются мутации в геноме. Оказалось, что причина не только в них. Результаты исследования показали, что продуцируемая кишечными микробами индол-3-уксусная кислота воздействует на иммунные клетки и способствует успеху химиотерапии при лечении. На мышах удалось подтвердить эффективность трансплантации фекальной микробиоты, диеты, обогащенной триптофаном и пероральным введением индол-3-уксусной кислоты для повышения восприимчивости к химиотерапии. — Microbiota-derived 3-IAA influences chemotherapy efficacy in pancreatic cancer.

Микробиом кишечника и нормальное развитие организма в раннем детстве

Недоедание в раннем детстве приводит к нарушению развития микробиоты кишечника. Это сказывается на росте и развитии в целом, а также является фактором детской смертности. Перенос микробиоты кишечника от детей с дефицитом питания к стерильным мышам привел к задержке роста и снижению веса последних. Lactiplantibacillus plantarum, добавленный к микробному сообществу мышей, привел к улучшению показателей развития и прибавке веса. Такой эффект связан с продуцируемым бактериями белком NOD2 — иммунным рецептором, который принимает участие в поддержании гомеостаза эпителиальных клеток кишечника. — A gut bacterial strain rescues stunted growth, «Биомолекула»: «Стражи микробиома».

Стволовые клетки

Рога оленя могут расти со скоростью до 2,75 см в день и достигать массы до 15 кг и длины до 120 см примерно за 3 месяца. Исследователи обнаружили популяцию клеток-предшественников бластемы рогов. Возможно, такие клетки являются особенным типом стволовых клеток и активны именно в период регенерации тканей млекопитающих. — Stem cells drive antler regeneration, «Биомолекула»: «Такие разные стволовые клетки».

Биомедицина

Микрофлюидный анализатор пота

Выведение из организма продуктов обмена через потовые железы контролируется симпатической нервной системой. Исследователи разработали микрофлюидный анализатор, который может быть использован для оценки здоровья и химического баланса, скрининга заболеваний, обнаружения следов токсинов. Так, анализ пота может помочь в диагностике кистозного фиброза (измерение концентрации хлоридов) или мониторинга показателей спортсменов. Проба пота, в отличие от взятия крови, неинвазивна и совершенно безопасна. Анализатор в виде пластыря позволяет проводить анализ в режиме реального времени и практически в любых условиях. — Sweat as a diagnostic biofluid.

Анализатор пота, который позволяет отслеживать состояние здоровья

Анализатор пота, который позволяет отслеживать состояние здоровья.

Этика использования психоделиков коренных народов

У многих коренных народов природные психоделики являются частью культуры. Многовековое накопление знаний о действии веществ может помочь ученым в разработке препаратов для терапии депрессии, наркомании, посттравматического стрессового расстройства. Однако ряд исследователей обеспокоены столь активным принятием психоделических наркотических средств на рынке. Ученые считают, что фармацевтические гиганты должны следовать этическим принципам и содействовать участию коренных народов в исследовательской работе. — How to fold Indigenous ethics into psychedelics studies, «Биомолекула»: «Дивный новый мир психоделической терапии».

Биоразнообразие

Потепление привело к изменению ареала многих морских видов

Изменение климата привело к смещению географического ареала некоторых морских организмов ближе к полюсу. Возможно, что это приведет к вымиранию ряда видов. Факторы, влияющие на биоразнообразие, позволят понять реальные последствия перемен. Здесь исследователям может помочь летопись окаменелостей планктонных фораминифер, которая позволит отследить реакцию видов на древние изменения климата. Похолодание в позднем кайнозое привело к смещению ареалов к экватору, а потепление сейчас приводит к обратному сценарию. — Late Cenozoic cooling restructured global marine plankton communities.

Формирование морских сообществ в конце мелового периода

Экологические изменения в конце мелового периода были вызваны массовым вымиранием, которое затронуло и морские экосистемы. Изучение базы данных окаменелостей пластиножаберных (акул и скатов) показало, что в морях вымирание коснулось преимущественно видов, которые питались панцирными животными и обитали на дне океана. Обитатели пелагиали, обитающие в более высоких широтах, сохранили более высокий уровень биоразнообразия. Такое неравномерное вымирание морских обитателей свидетельствует о масштабном формировании морских сообществ на границе мелового и палеогенового периодов. — Global impact and selectivity of the Cretaceous-Paleogene mass extinction among sharks, skates, and rays.

Фитопланктон нуждается в железе

Весной проходит сезонное цветение фитопланктона на поверхности Южного океана. Фитопланктон участвует в поглощении углерода из атмосферы и составляет основу пищевой цепи в океане. Ключевым компонентом фотосинтетического аппарата фитопланктона является железо. Его дефицит может поставить сезонное цветение под угрозу и нанести ущерб ряду экосистем. Исследователи изучили данные свечения фитопланктона на предмет нарушения данного физиологического процесса. Ученые обнаружили, что за последние два десятилетия фитопланктон стал испытывать дефицит в железе. Данные подтверждены анализом спутниковых снимков — выявлено статистически значимое снижение продуктивности фитопланктона в Южном океане. — Iron shortage threatens microbes key to food chain in Southern Ocean.