SciNat за октябрь 2019 #4: черви мира, связь избыточного потребления соли и когнитивного дефицита, а также влияние микробиоты на чувство страха

На обложке свежего номера журнала Science изображены дождевые черви — важные обитатели почвы, чей вклад в круговорот питательных веществ неоценим. В статье, опубликованной на этой неделе, коллектив из 141 автора из 35 стран представил карты разнообразия, распределения и биомассы дождевых червей во всем мире. — Global distribution of earthworm diversity.

В новых номерах авторитетных научных журналов вышло сразу несколько статей, посвященных микробиоте. Кроме того, на этой неделе вы узнаете о том, как избыток соли в пище может повлиять на когнитивные функции, в каком климатическом поясе обитает больше всего дождевых червей и каким изменениям могут подвергнуться вакцины против гриппа.

Nature #574 (7779) + онлайны: связь избыточного потребления соли и когнитивного дефицита, влияние микробиоты на чувство страха и реконструкция тетрапода из России

• Экология. В рамках инициативы «Тысяча растений» ученые секвенировали транскриптомы 1124 видов, в том числе зеленых растений (Viridiplantae), глаукофитовых (Glaucophyta) и красных водорослей (Rhodophyta). Анализ может стать основой для изучения эволюции зеленых растений. — One thousand plant transcriptomes and the phylogenomics of green plants.
  • Онкология, молекулярка. Оказалось, что и в спонтанном, и в индуцированном химиотерапией противоопухолевом иммунном ответе принимают участие как сенсибилизированные к антигенам опухоли CD8+, так и CD4+ Т-клетки. Этот феномен характерен и для опухолей, которые не экспрессируют MHC класса II. Кроме того, экспрессия опухолевыми клетками неоантигенов, ограничивающих МНС класса II, играет важную роль в разрушении опухоли, что указывает на распространенность в опухолевом микроокружении Т-клеток CD4+. Полученные данные свидетельствуют о том, что МНС-II-ограничивающие неоантигены имеют важные функции, которые не совпадают с таковыми для МНС-I-ограничивающих неоантигенов, что должно учитываться в подборе иммунотерапии пациенту. — MHC-II neoantigens shape tumour immunity and response to immunotherapy.
  • Нейронауки. Диетические предпочтения, изменения сосудов и накопление фосфорилированного тау-белка могут способствовать развитию болезни Альцгеймера и связанного с ней когнитивного дефицита. Ученые кормили мышей пищей с повышенным содержанием соли и пришли к выводу, что такая диета приводит к когнитивной дисфункции, связанной с дефицитом азота в эндотелиальных клетках головного мозга и его гипоперфузией, и происходит за счет гиперфосфорилирования тау-белка. Однако развитие когнитивных нарушений предотвращалось восстановлением продукции оксида азота эндотелием. Они также не развивались у тау-дефицитных мышей и мышей, получивших анти-тау-антитела. — Dietary salt promotes cognitive impairment through tau phosphorylation. «Биомолекула»: «На руинах памяти: настоящее и будущее болезни Альцгеймера».
  • Палеонтология. За последние десятилетия заметно возросло изученное разнообразие тетрапод Девонского периода, однако большинство ископаемых представляет собой лишь небольшие, разжигающие интерес исследователей фрагменты. В статье описывается найденный на территории России представитель четвероногих — Parmastega aelidae, останки которого представлены материалом, позволившим реконструировать череп и плечевой пояс. — Morphology of the earliest reconstructable tetrapod Parmastega aelidae, Early tetrapods had an eye on the land.
  • Микробиология. Уже никого не удивляет тот факт, что микробиота может влиять на различные физиологические процессы, а ее изменения могут способствовать развитию различных заболеваний и даже воздействовать на поведение хозяина. Однако оказалось, что ее влияние распространяется еще и на процессы «обучения» страху. Было проведено исследование, в ходе которого мышам, разделенным на две группы, прививали боязнь определенного звукового сигнала — когда он раздавался животное получало небольшой удар током. Со временем, когда звук переставал сопровождаться разрядом тока, этот рефлекс постепенно исчезал. У представителей опытной группы, которые получали антибиотики широкого спектра, отрицательно влияющие на микробиоту кишечника, рефлекс не исчезал, тогда как мыши из контрольной группы избавлялись от него в среднем за трое суток. В статье авторы также описывают механизмы, которые могут объяснить этот феномен. — The microbiota regulate neuronal function and fear extinction learning, Gut microbes regulate neurons to help mice forget their fear. «Биомолекула»: «Почему так сложно похудеть, или Влияние кишечной микробиоты на метаболизм», «Чего от нас хотят микробы?», «Микробные фармацевты внутри нас. Человеческий микробиом — спаситель и убийца».
  • Онкология. На страницах свежего выпуска журнала не обделили вниманием и проблемы онкологии. Ученые определили мутационную нагрузку в клетках колоректального рака и пришли к выводу, что она значительно увеличена в сравнении с нормальными эпителиальными клетками толстой и прямой кишки. — The landscape of somatic mutation in normal colorectal epithelial cells.
  • Онкология. Соматическим мутациям посвящена еще одна из свежих статей. На этот раз внимание авторов было направлено на изучение мутационной нагрузки в клетках печени здоровых людей и больных циррозом. Оказалось, что по мере прогрессирования заболевания под влиянием специфического микроокружения мутационная нагрузка возрастает. — Somatic mutations and clonal dynamics in healthy and cirrhotic human liver.
  • Молекулярка. Эффект Варбурга, первоначально описанный для онкологических заболеваний, сопровождается накоплением лактата. Авторы идентифицировали 28 участков лактилирования на основных гистонах клеток человека и мышей и выяснили, что лактилирование гистонов способствует эпигенетической модификации. — Metabolic regulation of gene expression by histone lactylation, Histone lactylation links metabolism and gene regulation.

Science #366 (6464) + онлайны: черви мира, перспективы вакцинации против гриппа и клетки-«защитницы» микробиоты

• Экология. Одной из проблем сельского хозяйства является постоянный дефицит чистой воды, необходимой для полива. Хотя очищенные сточные воды иногда используются для полива, они могут содержать антибиотики и другие вещества, потенциально опасные для здоровья. Авторы статьи, основываясь на знаниях о структуре семейства белков растений, опосредующих устойчивость к засухе, предлагают синтетические соединения нового поколения, которые позволили бы сократить потребление воды растениями и, соответственно, ее использование в сельском хозяйстве. — Plant hydraulics and agrichemical genomics, Dynamic control of plant water use using designed ABA receptor agonists.
  • Молекулярка, иммунология. Иммунная система мирно сосуществует с микробами, обитающими на различных участках тела, однако механизмы этих взаимодействий пока изучены недостаточно. Специализированные клетки, называемые инвариантными Т-клетками, ассоциированными со слизистой оболочкой (MAIT), распознают микробные метаболиты и играют важную роль в защите микроорганизмов, но их функция при этом неясна. Авторы установили, что комменсальные бактерии контролируют развитие MAIT-клеток в тимусе и их размножение в слизистых оболочках. Кроме того, MAIT-клетки опосредуют тканевую регенерацию. — Immune cells for microbiota surveillance, MAIT cells are imprinted by the microbiota in early life and promote tissue repair, Microbial metabolites control the thymic development of mucosal-associated invariant T cells.
  • Микробиология. Ученые всерьез озаботились утратой некоторых комменсальных микроорганизмов, которая может быть обусловлена массовым переселением людей в города, обилием разнообразных химических веществ, потребляемых продуктов питания и лекарственных препаратов. В статье авторы пытаются ответить на волнующие вопросы о том, как нам сохранить «полезную» микробиоту и уберечься от патогенных микроорганизмов. — Vulnerability of the industrialized microbiota.
  • Молекулярка. При работе с трансгенными мышами и клетками ученые обнаружили, что NOD1 и NOD2 нуждаются в модификации липидов, которые обеспечивают их полноценное функционирование. Модификация происходила за счет пальмитоилирования в цистеиновом тиоле, опосредованного ферментом ZDHHC5. Утрата этого фермента или ключевых сайтов модификации NOD1 и NOD2 приводит к утрате их функции, что в свою очередь приводит к нарушению антибактериального иммунного ответа. — Palmitoylation of NOD1 and NOD2 is required for bacterial sensing.
  • Молекулярка. Протеинкиназа mTORC1 контролирует клеточный рост в ответ на внешние сигналы, которые опосредуют ее миграцию и активацию на поверхности лизосомы. Авторы предложили модель прикрепления mTORC1 к поверхности лизосомы. — Structural basis for the docking of mTORC1 on the lysosomal surface.
  • Вакцинопрофилактика. Существует большая потребность в вакцине против гриппа, обладающей широким спектром действия. Ученые обратили внимание на менее изменчивый гликопротеин вирусной оболочки — нейраминидазу. Авторы получили моноклональные антитела от донора, инфицированного штаммом вируса Н3N2, а затем привили их мышам. Антитела защищали мышей от вирусов гриппа А, а также от некоторых разновидностей вируса гриппа В, и были эффективны уже спустя 72 часа. — Broadly protective human antibodies that target the active site of influenza virus neuraminidase. «Биомолекула»: «Много — не значит хорошо: “Ультрикс”, “Гриппол”, “Совигрипп” — что выбрать?», спецпроекты «Вакцинация» и «Грипп».
  • Экология. Дождевые черви — важные обитатели почвы, которые вносят неоценимый вклад в круговорот питательных веществ в экосистемах. Их изучением занимался еще Чарльз Дарвин. Коллектив авторов из 35 стран разработал глобальные карты распределения разнообразия, численности и биомассы дождевых червей. Было установлено, что климатические характеристики для дождевых червей гораздо важнее свойств почвы. — Earthworms' place on Earth, Global distribution of earthworm diversity.