SciNat за октябрь 2020 #2: восстановление спинного мозга у мышей, генетический ландшафт кожи и новый «злодей» в эксайтотоксичности

На обложке Nature изображены окрашенные органоиды, выращенные из стволовых клеток кишечника взрослой мыши. Такие органоиды все чаще используются для изучения развития органов, а также находят применение при тестировании новых лекарств. В статье этой недели представили новую платформу для скрининга на основе органоидов, с помощью которой выявили соединения, способствующие регенерации кишечника. Создав фенотипические отпечатки для сотен тысяч органоидов, исследователи смогли составить карту генетических взаимодействий, участвующих в судьбе и регенерации клеток. Они обнаружили, что дифференцировка клеток, выстилающих кишечник, зависит от передачи сигналов ретиноевой кислоты. Ингибирование клеточного рецептора ретиноевой кислоты может улучшить регенерацию кишечника. — Phenotypic landscape of intestinal organoid regeneration.

На этой неделе вы узнаете о том, как CD74 помогает бороться с вирусами новыми способами и как группа ученых смогла обеспечить безрубцовое восстановление спинного мозга у мышей. Также познакомимся подробнее с шипами SARS-CoV-2 и последними методиками по получению ДНК индивидуальных клеток.

Nature #586 (7828) + онлайны: восстановление спинного мозга у мышей, генетический ландшафт кожи и страх плюс безопасность в миндалине

• Клеточная биология, микробиом. Новое исследование рассказывает о механизмах, управляющих развитием и регенерацией кишечной ткани. Ученые провели скрининг изображений сотен тысяч органоидов. В результате удалось раскрыть роль ретиноевой кислоты и других соединений в формировании микробиоты кишечника. — Phenotypic landscape of intestinal organoid regeneration, «Биомолекула»: Микробиом кишечника: мир внутри нас.
  • Структурка. Исследование посвящено ацетолактат синтазе (AHAS) растений, бактерий и грибов — ферменту, ответственному за синтез аминокислот с разветвленными боковыми цепями. В статье рассказывают о взаимодействии основных и вспомогательных субъединиц и конфигурации AHAS, похожей на мальтийский крест, а также делают выводы о консервативности AHAS в разных царствах живого. — Structures of fungal and plant acetohydroxyacid synthases.
  • Нейробиология. Миндалевидное тело — область нашего мозга, которая отвечает за воспоминания, связанные со страхом. Данное исследование проливает свет на некоторые детали этого механизма, сосредотачиваясь на тормозящих нейронах: часть из них отвечает за выработку условного рефлекса на угрозу, а часть — контролирует чувство безопасности. — Amygdala inhibitory neurons as loci for translation in emotional memories, «Биомолекула»: Как толщина миелина и эпигенетика помогают устойчивости к стрессу.
  • Палеонтология. При помощи стабильных изотопов исследовали климатические изменения Юго-Восточной Азии в четвертичном периоде. Выяснилось, что смена саванн и лесов в этом регионе с большой долей вероятности повлекла за собой смену одних видов рода Homo на другие. — Environmental drivers of megafauna and hominin extinction in Southeast Asia, «Биомолекула»: Кто все эти люди?!
  • Нейробиология. Чувствительность нашего восприятия может меняться, и одна из возможных причин этого — спонтанно бегущие мозговые волны в коре головного мозга. В новом исследовании ученые попробовали проследить связь между образованием мозговых волн в зрительной коре мармозеток — небольших обезьян — и скоростью, с которой мармозетки находят блеклую картинку. В результате удалось узнать, что появление спонтанно бегущих волн напрямую связано с вероятностью обнаружения такой плохо различимой картинки. — Spontaneous travelling cortical waves gate perception in behaving primates, «Биомолекула»: Молекулярная эволюция мозга — от обезьяны до человека.
  • Клеточная биология, медицина. Группа ученых смогла вызвать у новорожденных мышат безрубцовое восстановление спинного мозга после повреждения благодаря пересадке микроглии — иммунных клеток нервной системы — в поврежденную область. Исследование показывает, что истощение запасов иммунных клеток — основная причина формирования рубцов при повреждениях спинного мозга у млекопитающих. — Microglia-organized scar-free spinal cord repair in neonatal mice.
  • Вирусология. Статья описывает родственников вируса краснухи, найденных у летучих и полевых мышей. Первый вирус обитает в организме гигантского листоноса, второй — в организме желтогорлой мыши. Связь между этими вирусами указывает на возможное зоонозное происхождение краснухи и ее способность преодолевать межвидовые барьеры. — Relatives of rubella virus in diverse mammals, «Биомолекула»: Дети Грегга: долгая история победы над краснухой.
  • Генетика. Меланоциты — клетки, которые придают цвет нашей коже при загаре. Сравнение генома меланоцитов с повышенной частотой мутаций показало следующее: клетки, которые постоянно подвергаются солнечному свету, имеют меньшую частоту мутаций, чем периодически «загорающие» меланоциты. Это открытие дает возможности для дальнейших исследований предпосылок развития меланомы — рака кожи. — Microglia-organized scar-free spinal cord repair in neonatal mice.
  • Молекулярка. В статье рассказывают о молекулярном механизме формирования долгосрочной памяти. Одну из ключевых ролей в этом процессе играют возбуждающие и соматостатин-экспрессирующие тормозящие нейроны — их дополнительная активация улучшала долгосрочную память. — eIF2 controls memory consolidation via excitatory and somatostatin neurons, «Биомолекула»: Химические модуляторы памяти.
  • Молекулярка, сигналинг. Пальмитоилирование цистеина (S-пальмитоилирование) — это обратимая посттрансляционная модификация белка, которая присутствует у многих белков человека, однако ее роль в регуляции биологических функций человека плохо изучена. Данная статья раскрывает роль S-пальмитоилирования в дифференциации одной из разновидностей T-хелперов и описывает модель того, как S-пальмитоилирование участвует в передаче сигналов в клетках. — A STAT3 palmitoylation cycle promotes TH17 differentiation and colitis.
  • Молекулярка, моноклональные антитела. Исследование рассказывает о конструировании моноклональных антител для получения лучших результатов в борьбе с респираторными вирусами. Важную роль играет модификация Fc-домена антител, который связывается с рецепторами иммунных клеток. Повышение специфичности Fc-домена улучшает лечение летальных вирусных инфекций. — Fc-optimized antibodies elicit CD8 immunity to viral respiratory infection, «Биомолекула»: Терапевтические антитела.

Science #370 (6513) + онлайны: искусственные сосуды, устройство шипов коронавируса и новый «злодей» в эксайтотоксичности

• Вирусология, иммунология. Респираторно-синцитиальный вирус отличается тем, что к нему практически невозможно подобрать вакцину. У большинства людей он вызывает простуду, а большинство детей переносят его к 2 годам. Однако у некоторых пациентов инфицирование приводит к более тяжелым осложнениям, например, к воспалению легких. Ученые обнаружили, что вероятность заражения этим вирусом связана с тем, имеет ли пациент воспаление дыхательных путей. — Making a bed for viral infections, Neutrophilic inflammation in the respiratory mucosa predisposes to RSV infection.
  • Иммунология. Исследование проливает свет на один из механизмов клеточной защиты человека от вирусов — в том числе от Эболы и от SARS-CoV-2. Цель исследования — изучить функции мембранного рецептора CD74 и то, как этот рецептор препятствует проникновению вирусов в клетки. — Inhibiting Ebola virus and SARS-CoV-2 entry, MHC class II transactivator CIITA induces cell resistance to Ebola virus and SARS-like coronaviruses, «Биомолекула»: Уколы от Эболы.
  • Нейробиология. Эксайтотоксичность — явление, при котором избыток нейромедиаторов вызывает гибель нейронов. Этот процесс может играть роль в развитии болезни Альцгеймера, болезни Паркинсона, при рассеянном склерозе и некоторых других болезнях. Долгое время считалось что основную роль в эксайтотоксичности играют ионы кальция, но оказалось, что в этой истории есть еще один «злодей». — A new villain in neuronal death, Coupling of NMDA receptors and TRPM4 guides discovery of unconventional neuroprotectants, «Биомолекула»: Как происходит выделение нейромедиатора.
  • Вирусология. Летучие мыши становятся источником или переносчиками множества заболеваний человека, в числе которых бешенство, лихорадка Эбола и коронавирусная инфекция COVID-19. В исследовании разбирают видовое и экологическое разнообразие летучих мышей, благодаря которому эти животные стали природным резервуаром для вирусов. — Contextualizing bats as viral reservoirs.
  • Вирусология, молекулярка. В новом исследовании показали возможность внеклеточной обратной транскрипции и интеграции ВИЧ в ДНК. Это позволит детальнее исследовать жизненный цикл ВИЧ. — Reconstitution and visualization of HIV-1 capsid-dependent replication and integration in vitro, «Биомолекула»: Своими руками: человек против ВИЧ.
  • Структурка, COVID-19. В статье рассказывают о деталях устройства поверхностных спайк-белков SARS-CoV-2. Особый способ закрепления этих белков на вирусной оболочке помогает сохранению подвижности вируса, благодаря чему сразу несколько спайк-белков могут вступить во взаимодействие с плоской поверхностью клетки человека. — In situ structural analysis of SARS-CoV-2 spike reveals flexibility mediated by three hinges, «Биомолекула»: SARS-CoV-2.
  • Генетика. У самок кротов развиваются оватестисы — репродуктивные железы, сочетающие в себе ткани и яичников, и семенников. Ученые исследовали генетическую обусловленность этого процесса и проанализировали наследственные и эпигенетические механизмы, стоящие за таким гермаофродитизмом. — The mole genome reveals regulatory rearrangements associated with adaptive intersexuality.
  • Биотехнологии. Первые поколения искусственных кровеносных сосудов создавали на основе каучука, следующие поколения — из полимерных тканей. Теперь господствуют биологические методы вроде выращивания сосудов в лаборатории. О последнем методе рассказывают в новой статье. — Bioengineered human blood vessels.
  • Ботаника, генетика. Меристемы — стволовые ткани растений — устойчивы к вирусам. Статья показывает, что за эту устойчивость отвечает тот же самый ген, который контролирует деление меристематических клеток. — WUSCHEL triggers innate antiviral immunity in plant stem cells.
  • Иммунология. Прививаться от гриппа рекомендуют каждый год, поскольку штаммы вируса крайне изменчивы. Другая причина, о которой рассказывают в новом исследовании — это почти полная потеря приобретенного иммунитета через год после вакцинирования. Возможно, когда-нибудь ученым удастся создать вакцины, которые обеспечат эффективный и длительный иммунитет от гриппа. — Influenza vaccine—induced human bone marrow plasma cells decline within a year after vaccination, «Биомолекула»: Неуловимый грипп.
  • Медицина, COVID-19. В статье рассказывают об исследованиях эффективности коктейля антител RENG-COV-2 против SARS-CoV-2 на резус-макаках и хомячках. Результаты пока обнадеживающие: коктейль снижает количество вирусных частиц в дыхательных путях и «глушит» пневмонию. — REGN-COV2 antibodies prevent and treat SARS-CoV-2 infection in rhesus macaques and hamsters, «Биомолекула»: SARS-CoV-2.