Доюн Ким: «Необычная жизнь динозавров». Рецензия

Рецензии

Ким Доюн. «Необычная жизнь динозавров: в мемах». М.: «АСТ», 2024. — 316 c.

Книга «Необычная жизнь динозавров» на поверку и сама оказалась весьма необычной. Написанный энтомологом и наполненный мемами комикс — одна из лучших книг о динозаврах на русском языке.

Кому подойдет: всем, для кого слово «динозавр» — не пустой звук, начиная от учеников младших классов и заканчивая продвинутыми любителями палеонтологии.

Книга представляет собой комикс или, как их называют в Корее, манхву. Она состоит из 21 главы и охватывает широкий спектр тем — от внешнего облика динозавров до их биологии, метаболизма и роли в экосистемах. В каждой главе есть врезка, освещающая конкретную, более узкую тему, например, были у тираннозавра рекса губы или нет.

Начинается книга с философии науки. В главе «Парадигмы палеонтологии» рассматриваются различные теории о динозаврах. Затем внимание автора смещается с конкретных видов, например, тираннозавра, на более широкие темы: размножение динозавров, их место в пищевой цепи и происхождение перьев. Что важно, книга отдельно подчеркивает, что не все вопросы палеонтологии решены окончательно, и знакомит читателя со спорными темами, например, с полемикой о нанотиранне и теориями о том, почему динозавры стали такими огромными.

Палеонтология — одна из самых «визуальных» наук. Облик древних животных и растений, ландшафты, окаменелости, места раскопок —- все это конкретные, осязаемые вещи, которые так и хочется изобразить. Это вам не математические законы и не химические реакции. Тем обиднее, что очень часто книги по палеонтологии почти лишены иллюстраций и пытаются все объяснить текстом. Этим страдают и российские, и зарубежные авторы. Причина понятна: не каждый автор умеет хорошо рисовать. Да и стоят иллюстрированные книги дороже. Так что обилие книг почти без иллюстраций объяснимо.

Для Доюна Кима же этой проблемы как будто вовсе не существует. Комикс — это по определению визуальное искусство, но тут принцип «показывай, а не рассказывай» возведен в абсолют. Обычный автор написал бы просто «у тираннозавра было бинокулярное, или объемное, зрение». Автор посерьезнее перерисовал бы схему из научной статьи. Ким тоже так делает:

Иллюстрация из книги

Иллюстрация из книги. Эта картинка есть в каждой книге с упоминанием объемного зрения тираннозавра.

Иллюстрация из книги

Иллюстрация из книги. А потом рядом, для наглядности, помещает тирекса в 3D-очках.

Очевидна тщательная подготовка автора, так как каждый динозавр изображен с большим вниманием к анатомии, от мускулатуры до текстуры кожи и перьев. Разумеется, все пернатые динозавры в книге изображены в соответствии с современными научными представлениями.

Иллюстрация из книги

Иллюстрация из книги. Пернатыми показаны не только динозавры, но и птерозавры — как и должно быть.

Иллюстрация из книги

Умело сочетая визуальные образы, Ким показывает не только конкретные вещи вроде облика динозавров, но и такие, казалось бы, абстрактные вещи, как «метаболизм» или «парадигма».

Автор подкован одновременно и в истории науки, и в современной поп-культуре. Поэтому на каждой странице тут есть либо переделка мема, либо какая-нибудь поп-культурная отсылка, либо просто необычный, запоминающийся образ.

Иллюстрация из книги

Иллюстрация из книги. Переосмысление мема с Дрейком.

Иллюстрация из книги

Иллюстрация из книги. Вот динозавр в Платоновой пещере.

При этом отсылки не делают книгу поверхностной или однобокой. За ними скрывается множество научных подробностей, которые заинтересуют даже энтузиастов палеонтологии. К примеру, автора этих строк очень порадовало появление в книге датского орнитолога-любителя Герхарда Хайльмана, у которого даже нет страницы на русской «Википедии».

Иллюстрация из книги.

Текст в книге простой и ясный, часто шутливый. В сочетании с наглядными иллюстрациями он делает понятными даже довольно сложные идеи. Хотя некоторым читателям может показаться, что такой тон не подходит для серьезных научных дискуссий.

С текстом, вернее, его переводом, связан единственный заметный недостаток книги. В книге, особенно под конец, то и дело попадаются опечатки: например, вместо «ящеротазовых динозавров» написаны просто «ящеры», имя того же Хайльмана приведено с ошибкой, а разок безо всякой видимой причины реплика тираннозавра дана на английском.

Иллюстрация из книги.

Опечатки, да еще довольно невзрачная сероватая бумага слегка портят впечатление. Но даже с их учетом «Необычная жизнь динозавров» — это лучшее, что выходило о динозаврах за последнее время (по мнению автора рецензии).

Это увлекательная и информативная книга, которая позволяет и посмеяться, и узнать что-то новое. Глубокое содержание, легкий и веселый тон и творческий подход к визуальной подаче делают книгу поистине уникальной. Она выделяется не только на фоне более традиционных книг о динозаврах, но и среди других комиксов.

Это настоящий мастрид для всех любителей динозавров, от юных читателей до палеонтологов-любителей. Удивительно, что одну из лучших книг о динозаврах последнего времени написал не британский палеонтолог и не российский популяризатор науки, а корейский энтомолог.s