SciNat за декабрь 2019 #2: самые большие животные на планете, самозащита бактериофагов и перспективы адоптивной терапии

На обложке свежего номера журнала Science изображен горбатый кит. Выбор иллюстрации не случаен, ведь сразу две статьи этой недели посвящены им — самым крупным млекопитающим.

В новых номерах авторитетных научных журналов вышло сразу несколько статей, посвященных молекулярной онкологии и механизмам опухолевой прогрессии. Кроме того, на этой неделе вы узнаете о механизмах самозащиты бактериофагов, о том, какие животные имеют право называться самыми большими на планете, и, конечно, немного свежих новостей из мира микробиоты человека.

Nature #576 (7786) + онлайны: самозащита бактериофагов, прогрессия опухолей и перспективы адоптивной терапии

• Микробиология. У всех вирусов имеются механизмы, которые позволяют уклониться от защитных систем клеток, которые они заражают. Не исключение и вирусы бактерий — бактериофаги, которым необходимо опасаться таких систем, как CRISPR-Cas и рестрикции-модификации. Оказалось, что гигантский фаг ΦKZ, отделяя свою ДНК от хозяина — Pseudomonas aeruginosa, выстраивает вокруг нее похожую на «ядро» белковую защиту, что делает его устойчивым к множеству механизмов иммунной защиты, включая подтипы CRISPR-Cas3, Cas9, Cas12a и ферменты рестрикции HsdRMS и EcoRI. Однако и у ΦKZ есть слабое место: он чувствителен к Cas13a — ферменту CRISPR-Cas, который нацелен на РНК. Возможно, из-за фаговой мРНК, локализующейся в цитоплазме. — A bacteriophage nucleus-like compartment shields DNA from CRISPR nucleases. «Биомолекула»: «Анти-CRISPR: ответ вирусов».
  • Онкология, иммунология. До настоящего времени оставалось неясным, от чего зависит инфильтрация опухолей Т-клетками CD8+, но уже было известно, что она улучшает ответ на иммунотерапию и выживаемость при некоторых видах опухолей. Оказалось, что Т-клетки в опухолях находятся в нишах антигенпрезентирующих клеток, а у пациентов с прогрессией заболевания имеется дефицит этих ниш. — An intra-tumoral niche maintains and differentiates stem-like CD8 T cells.
  • Молекулярка. RIPK1 представляет собой один из ведущих регуляторов врожденных иммунных сигнальных путей. Обеспечение адекватного воспалительного ответа происходит за счет хорошо изученных процессов убиквитилирования и фосфорилирования, а также за счет опосредованного каспазой-8 расщепления. Оказалось, что мутации, которые приводят к нарушениям расщепления каспазой RIPK1, приводят к раннему началу периодической лихорадки и тяжелой интермиттирующей лимфаденопатии. — Mutations that prevent caspase cleavage of RIPK1 cause autoinflammatory disease, A dominant autoinflammatory disease caused by non-cleavable variants of RIPK1.
  • Молекулярка. Чаще всего онкогенные мутации происходят в гене KRAS. Авторы докладывают о наличии прямого взаимодействия между KRAS4А и гексокиназой-1, которая, по сути, является эффектором этого гена. Это открытие может стать ключом к уникальным метаболическим уязвимостям, которые можно будет использовать в терапии онкологических заболеваний. — KRAS4A directly regulates hexokinase 1.
  • Молекулярка. Активация белков семейства RAS в процессе онкогенеза связана с формированием уникального набора метаболических путей, которые опосредуют формирование опухолевых клеток. При помощи макропиноцитоза такие клетки способны разрушать внеклеточный белок. Этот процесс играет важную роль в генерировании свободных аминокислот, которые используются опухолевыми клетками для поддержания роста в условиях ограничения питательных веществ. Авторы определили регулятор RAS-индуцированного макропиноцитоза — V-АТФазу. В дальнейшем это открытие можно будет использовать при разработке методов ограничения метаболических механизмов, ответственных за адаптацию RAS-мутантных опухолевых клеток. — Plasma membrane V-ATPase controls oncogenic RAS-induced macropinocytosis.
  • Молекулярка, онкология. Адоптивная терапия — одно из важнейших научных открытий в противоопухолевой терапии, но ее ограничивает низкая выживаемость внедренных Т-клеток. Авторы использовали подход скрининга мутагенеза CRISPR-Cas9 in vivo, чтобы продемонстрировать, что путем таргетирования на REGNASE-1 (Regulatory RNase 1) T-клетки CD8+ перепрограммируются в долгоживущие эффекторные клетки, имеющие большую устойчивость и высокую эффекторную функцию в опухолях. Это открытие дает понять, что персистенция Т-клеток может играть важную роль в улучшении противоопухолевого иммунитета, что, в свою очередь, указывает на повышение эффективности адоптивной клеточной терапии при раке. — Targeting REGNASE-1 programs long-lived effector T cells for cancer therapy.

Science #366 (6471) + онлайны: самые большие животные на планете, особенности терапии рака молочной железы и идентификация продуктов жизнедеятельности микробиоты