SciNat за июнь 2020 #3: управляемые черви, очеловеченные мартышки и динозавровые хроники

Дайджест

Ирландские связи. Фото недели — освещенная лучами солнца гробница Ньюгрейндж (Newgrange) в графстве Мит на востоке Ирландии. Генетический анализ останков людей, обнаруженных в этом захоронении, подсветил особенности социальной организации древнеирландского общества. Кровосмесительные связи были распространенным явлением среди правящей элиты острова. Молекулярно-генетическая экспертиза показывает, что лидеры древней династии приходились друг другу родственниками. — A dynastic elite in monumental Neolithic society, Incest uncovered at the elite prehistoric Newgrange monument in Ireland.

Новая подборка научных тем, которые затрагивают самые разные вопросы. Так, мы будем исследовать загадку исчезновения динозавров: возможно, причина скрывалась в яйце. Также мы разберем по нотам песни канареек, попытаемся спасти коралловые рифы, остановим старение клеток, проследим историю развития кори и прокачаем обезьяний мозг. Напоследок приправим этот дайджест парой коронавирусных новостей и завершим секретом управления червяками при помощи бактерий.

Nature #581 (7809) + онлайны: нацеливаемся на старение, спасаем водоросли и тестируем на коронавирус

• Палеонтология. Твердая кальцинированная оболочка яиц современных крокодилов и птиц обеспечивает надежную защиту зародыша от воздействия окружающей среды. В отличие от них, первые динозавры откладывали яйца с мягкой оболочкой. Яичная скорлупа динозавров включала внутреннюю белковую матрицу, содержащую кальцит, и внешнюю восковую кутикулу. По своим механическим свойствам яйца динозавров были похожи на яйца современных черепах. — The first dinosaur egg was soft.
  • Нейробиология. Песни канареек отличаются сложной механикой: отдельные звуки складываются в повторяющиеся слоги, и уже их чередование составляет музыкальные фразы. Биологи измерили нейронную активность в премоторной коре мозга канареек и вычислили нейроны, ответственные за синтаксис песен. Условная «емкость» таких нейронных связей вмещает четыре музыкальных фразы — это примерно сорок слогов длительностью до четырех секунд. Любопытно, что нейроны кодируют прошлый опыт, в основе которого могут лежать скрытые нервные состояния. — Hidden neural states underlie canary song syntax.
  • Молекулярка, симбиоз. Один из примеров взаимовыгодных отношений — симбиоз кораллов Xenia и динофлагеллятных водорослей. При таком виде сосуществования коралл предоставляет дом для динофлагеллят, которые снабжают хозяина необходимыми веществами и помогают ему избавляться от углекислого газа. Однако из-за массовой гибели коралловых экосистем такой симбиоз подвергается угрозе. Выяснилось, что управлять поддержанием водорослей внутри тела коралла можно на молекулярном уровне. В геноме коралла Xenia присутствуют определенные наборы генов, которые отвечают за фагоцитоз и эндоцитоз динофлагеллят. Модификация этих генов может поддержать симбиотические отношения с клетками водорослей даже при обесцвечивании кораллов. — Lineage dynamics of the endosymbiotic cell type in the soft coral Xenia, биомолекула: Как предсказать будущее кораллового рифа?
  • Антитела, COVID-19. Тестирование людей на антитела к коронавирусу SARS-CoV-2 показывает, что у многих болезнь протекает в скрытой форме. При этом специфичность антител бывает разной. Анализ 149 образцов плазмы крови, взятой у переболевших COVID-19 людей, показал большое разнообразие близкородственных антител. При этом у большинства выздоравливающих активность В-клеток памяти, которые экспрессируют антитела против вируса, сильно снижается. Лишь очень редкие популяции RBD-специфические антител сохраняют свою мощную противовирусную активность после выздоровления. — Convergent antibody responses to SARS-CoV-2 in convalescent individuals, биомолекула: SARS-CoV-2.
  • Структурка. Воздействие на метаботропные рецепторы в клетках эукариот приводит к изменениям метаболизма. Так, метаботропные рецепторы гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) центральной нервной системы влияют на нейропсихологические состояния, вплоть до развития психозов. Изучение этих психофизиологических реакций на молекулярном уровне осложняется тем, что ГАМК-рецепторы отличаются по своей структуре и делятся на классы. С помощью криоэлектронной микроскопии удалось визуализировать четыре варианта гетеродимеров метаботроных ГАМК-рецепторов из класса С. Такие рецепторы активируются при связывании с агонистом и начинают перестраивать собственные трансмембранные домены, вызывая конформационные сигнальные перестройки. — Structural basis of the activation of a metabotropic GABA receptor, биомолекула: Спокоен как GABA.
  • Микробиология. Животные организмы связаны между собой разными типами отношений и способны влиять друг на друга. Выяснилось, что кишечные бактерии Providencia управляют пищевым поведением нематод Caenorhabditis elegans. Бактерии выделяют химическое соединение тирамин, который играет роль нейромодулятора. Из-за тирамина нематоды становятся толерантными к другому химическому веществу — октанолу, которого в норме обычно избегают. Вся эта сложная цепь химических взаимодействий приводит к тому, что нематоды, выращенные на штаммах бактерий Providencia, изменяют свое поведение и способны поедать бактерий с высокими концентрациями октанола. — A neurotransmitter produced by gut bacteria modulates host sensory behaviour, биомолекула: Модельные организмы: нематода.
  • Клеточные технологии, старение. CAR-T терапия уже показала свою эффективность для лечения лейкозов. Еще одним важным терапевтическим направлением для использования модифицированных клеток может стать проблема старения. В процессе жизни в организме неизбежно накапливается огромное количество стареющих клеток, которые создают воспалительное микроокружение и могут приводить к хроническому повреждению тканей. Негативными последствиями являются фиброзы печени и легких, атеросклероз и диабет. Чтобы ослабить симптомы этих патологий, нужно научиться удалять стареющие клетки из организма. Как это сделать? Специалисты из онкологического центра Слоуна — Кеттеринга проверили, как работает технология «обезвреживания» поврежденных клеток с помощью CAR-T. Мишенью стал рецептор uPAR — белок клеточной поверхности, который активируется во время старения. Эксперименты на мышах показали, что uPAR-специфичные CAR-T-клетки эффективно удаляют стареющие клетки in vitro и in vivo. — Senolytic CAR T cells reverse senescence-associated pathologies? биомолекула: CAR T-клетки, получаемые in situ (in vivo), — путь к удешевлению и широкодоступности технологии?
Бактерии в опухолях. Мистически флуоресцирующая обложка свежего номера Sceince иллюстрирует значение микробиомного состава опухоли на дальнейшее лечение болезни. — Probing the tumor micro(b)environment.

Science #368 (6494) + онлайны: тонкое осязание, вакцины от гриппа и «гены ума»

• Вирусология, история. Одомашнивание животных могло быть одной из причин, по которым болезнетворные организмы передались человеку. Один из таких примеров — вирус кори, Measles morbillivirus. Реконструкция эволюции Measles morbillivirus показала, что вирус возник еще в шестом веке до нашей эры — возможно, это совпало с ростом населения в городах. Объектом исследования стали образцы вируса кори 1912 года, которые выделили из легких девочки, умершей от этой болезни. — Measles virus and rinderpest virus divergence dated to the sixth century BCE, Dating the emergence of human pathogens, биомолекула: Как Паша заболел корью, Корь: война с детской чумой продолжается.
  • Физиология, сенсорное восприятие. Тельца Мейснера — механочувствительные рецепторы, которые отвечают за осязание. Создание мышиных линий без этих рецепторов позволило определить их роль и механику восприятия. Выяснилось, что каждое тельце Мейснера иннервируется двумя типами нейронов. Эти механочувствительные нейроны отличаются разной скоростью электропроводности и различными пороговыми значениями, благодаря чему поддерживают тонкую настройку чувствительности рецептора. — Meissner corpuscles and their spatially intermingled afferents underlie gentle touch perception, Getting a grip on touch receptors.
  • Вирусология, вакцины. Принцип действия эффективных вакцин против гриппа заключается в связывании антител bnAbs с мишенью — гемагглютинином. Применение таких вакцин ограничено тем, что вирусы гриппа постоянно эволюционируют и вырабатывают устойчивость к антителам. Сравнительный анализ разных штаммов вируса гриппа показал, что барьер устойчивости к антителам в подтипе Н3 ниже, чем в подтипе Н1. Эти результаты направлены на то, чтобы создать более универсальную вакцину, способную поражать иммунопрокаченные вирусы. — Different genetic barriers for resistance to HA stem antibodies in influenza H3 and H1 viruses, биомолекула: Грипп, Много — не значит хорошо: «Ультрикс», «Гриппол», «Совигрипп» — что выбрать?
  • Молекулярка, старение. Нарушение функции митохондрий считается одним из признаков стареющих клеток. Анализ мышей с дефицитом белка, стабилизирующего митохондрии, продемонстрировал физиологический сценарий возрастных ухудшений. В результате метаболической недостаточности Т-клеток в организме накапливаются цитокины и развивается цитокиновый шторм — патологическое воспалительное состояние. Это приводит к неврологическим, метаболическим, мышечным и сердечно-сосудистым нарушениям. Если же заблокировать фактор, ответственный за цитокиновый шторм, или ввести в организм предшественников кофактора НАД, можно частично устранить преждевременное старение. — T cells with dysfunctional mitochondria induce multimorbidity and premature senescence, биомолекула: Старение: Остановить нельзя смириться.
  • Нейробиология. Эволюция млекопитающих была связана с развитием неокортекса. Один из генов, ответственных за расширение коры головного мозга — ARHGAP11B. Этот ген был обнаружен только у человека, что позволило развить наши когнитивные способности. Биологи встроили этот ген в геном оплодотворенных мартышек, в результате чего мозг у таких приматов образовывал дополнительные борозды и складки. — Human-specific ARHGAP11B increases size and folding of primate neocortex in the fetal marmoset.
  • Наука и общество, COVID-19. Использование мобильного приложения COVID Symptom Tracker позволило ускорить диагностику людей, зараженных коронавирусом. В испытаниях участвовали 2,8 млн пользователей, которым на смартфон приходили вопросы о самочувствии и регулярно обновляемые данные о факторах риска и «горячих» точках на карте. В результате математического моделирования удалось предсказать потенциальные очаги заражения за 5–7 дней до публикации официальных отчетов системы здравоохранения. — Rapid implementation of mobile technology for real-time epidemiology of COVID-19.