Содержание

1. В Юго-Восточной Азии нашли останки денисовца
  3. Поведение животных
    1. Индийские слоны осознают смерть сородичей
  4. COVID-19
    1. Во сколько уже обошлась пандемия COVID-19?
    2. Вакцина от гриппа снижает риск заражения COVID-19
    3. «Лихорадка» в Северной Корее
  5. Нейробиология
    1. Как обеспечивается стабильность зрительного восприятия?
    2. Конкурентная миграция нервных клеток
  6. Клеточная биология
    1. Что разделяет сестринские клетки?
    2. Связывание микротрубочек при развитии мозга
  7. Физиология человека
    1. Метаболическое разнообразие обеспечивает метастазирование
    2. Питание матери при беременности перепрограммирует ДНК
  8. Биотехнологии
    1. Лаборатория на чипе — теперь в смартфоне
  9. Физиология растений
    1. На лунном грунте выращены первые растения
    2. Как арабидопсис защищается от фитофторы
  10. Экология, климат
    1. Гибель тропических лесов в Австралии
    2. Топливные выбросы убивают 9 миллионов человек в год

SciNat за май 2022 #4: распространение обезьяньей оспы, грусть слонов и растения на лунном грунте

Дайджест

Отпечатки Юрского периода. Палеонтологи обнаружили новый способ описания древних клеток — кокколитофорид. Эти микроскопические морские водоросли жили на Земле 183 млн лет назад, во время юрского периода. Ученым удалось изучить их структуру благодаря отпечаткам на окаменевшей пыльце и другом органическом веществе, которое отложилось во время древнего глобального потепления. — Global record of “ghost” nannofossils reveals plankton resilience to high CO2 and warming.

На этой неделе активно обсуждается распространение вируса оспы обезьян в Европе и США. Чуть меркнет на фоне этого официальное подтверждение вспышки «лихорадки» COVID-19 в Северной Корее — через два года после объявления всемирной пандемии. Кроме вирусных новостей, в новых выпусках журналов делятся древними антропологическими находками в Лаосе, публикуют видео горюющих индийских слонов, оценивают влияние сахара на развитие зародыша, выращивают растения на лунном грунте и тестируют новую «лабораторию на чипе».

Инфекции

Обезьянья оспа распространяется по Европе и США

Последние пару недель тема оспы обезьян остается в числе самых читаемых новостей. Это инфекционное заболевание считалось редким, а его локальные вспышки случались на территории Западной и Центральной Африки — там, где возможен контакт человека с дикими обезьянами-носителями. Однако в Великобритании, Испании, Португалии и США выявили несколько случаев заражения этой болезнью — причем у людей, которые не ездили в Африку. Будет ли вирус незаметно распространяться по миру и приобретать характер эпидемии — только предстоит узнать. — U.S. monkeypox case reported, as Spain, Portugal report infections in growing outbreak, «Биомолекула»: «Оспа — забытая победа (небольшой эпидемиологический детектив)».

Антропология

В Юго-Восточной Азии нашли останки денисовца

В пещере на севере Лаоса обнаружили зуб, который мог принадлежать молодой девушке из подвида денисовских людей. Предварительный анализ образца показывает, что девушка умерла в период 164 000–131 000 лет назад. Если эти результаты подтвердятся в дальнейших исследованиях, «зубная» находка станет первым ископаемым доказательством того, что денисовские люди жили на юго-востоке Азии — то есть далеко за пределами Сибири, где их останки впервые были обнаружены. — Ancient tooth suggests Denisovans ventured far beyond Siberia, A Middle Pleistocene Denisovan molar from the Annamite Chain of northern Laos, «Биомолекула»: «Древняя ДНК: привет из прошлого».

Поведение животных

Индийские слоны осознают смерть сородичей

Индийские слоны Elephas maximus способны реагировать на смерть — они трубят в хобот и ходят вокруг погибшего сородича. Ученые проанализировали несколько видео, включая реакцию самок на мертвых детенышей. Специфичное поведение слонов может служить доказательством, что эти животные осознают потерю. — Elephants in Mourning Spotted on YouTube by Scientists, YouTube videos reveal Asian elephants may mourn their dead.

COVID-19

Во сколько уже обошлась пандемия COVID-19?

С конца 2019 года от коронавирусной инфекции погибли около 15 млн человек. Последствия этой болезни простираются еще дальше — из-за позднего проявления затяжной инфекции пострадало еще больше людей. Специалисты здравоохранения из разных стран уже начали оценивать нагрузку на здравоохранение, по возможности учитывая все случаи болезни. Несмотря на масштабность, эту амбициозную задачу важно выполнить — полученные цифры помогут в долгосрочном планировании бюджета на здравоохранение. — The pandemic’s true health cost: how much of our lives has COVID stolen?.

Вакцина от гриппа снижает риск заражения COVID-19

Результаты исследования, проведенные на 30 000 медработниках в Катаре, показали: у тех, кто вакцинировался от гриппа, вероятность развития тяжелой формы COVID-19 в течение нескольких месяцев после прививки снижается на 90%. Молекулярный механизм этого эффекта пока неясен — у ученых нет ответа, почему убитый вирус гриппа защищает от коронавируса и как долго сохраняется такая защита. — Flu vaccine could cut COVID risk, «Биомолекула»: «Неуловимый грипп».

«Лихорадка» в Северной Корее

На прошлой неделе государственные СМИ КНДР впервые подтвердили зарегистрированные случаи COVID-19, или «неизвестной лихорадки». По немногочисленным сведениям, которые удалось выудить, никто из заболевших северных корейцев не был вакцинирован — в стране нет вакцин или лекарств против SARS-CoV-2. Западные специалисты готовят план медицинской помощи Северной Корее, вне зависимости от того, как будет развиваться ситуация с ядерными испытаниями на полуострове. — North Korea May Be Trapped Between Famine and Plague.

Как обеспечивается стабильность зрительного восприятия?

Наши зрительные рецепторы собирают информацию об окружающих образах и передают их в зрительную кору мозга, где конструируется восприятие предметов. При этом воспринимаемые образы остаются удивительно стабильными — например, если у нас на столе стоит семейная фотография, то изображение на ней представляется нам неизменным и прямо сейчас, и через час, и через неделю. Это кажется очевидным, но для нейрофизиологов такое стабильное восприятие удивительно — ведь наши нейроны каждый раз реагируют на одно и то же изображение с разной силой. Более того — нейроны меняют свою чувствительность в течение дня, поддерживая постоянную изменчивость в зрительной зоне мозга. Чтобы объяснить этот эффект, ученые визуализировали тысячи нейронов в зрительной коре мышей. — Volatile neurons unite to stabilize visual experience, «Биомолекула»: «Порог чувствительности зрительного восприятия».

Конкурентная миграция нервных клеток

Вставочные нейроны и клетки-предшественники олигодендроцитов зарождаются в одном и том же участке мозга, однако развиваются по-разному. Предшественники олигодендроцитов в процессе своего развития предпочитают мигрировать вдоль кровеносных сосудов, оттесняя при этом вставочные нейроны. Чтобы противостоять такому натиску, вставочные нейроны объединяются в организованные клеточные потоки. — Oligodendrocyte precursors guide interneuron migration by unidirectional contact repulsion, «Биомолекула»: «Нейроны любят похожих».

Клеточная биология

Что разделяет сестринские клетки?

Обычно сестринские клетки после деления родительской клетки развиваются независимо друг от друга. Однако некоторые зародышевые клетки сохраняют тесную связь даже после деления — они сохраняют плотные контакты благодаря множеству цитоплазматических мостиков, переплетающих их мембраны. Выяснилось, что за этой тесной связью сестринских клеток стоит ген Usp8. Сверхэкспрессия этого гена обеспечивает образование множества цитоплазматических мостиков. И наоборот — мутации в Usp8 способствуют полному разделению клеток. Продукт этого гена — белок USP8 — представляет собой деубиквитиназу, нацеленную на белковую мишень ESCRT-III, своеобразный переключатель между полными и неполными делениями. — The deubiquitinase USP8 targets ESCRT-III to promote incomplete cell division.

Связывание микротрубочек при развитии мозга

Один из основных компонентов цитоскелета — сеть микротрубочек, благодаря перестройкам которых внутри клеток транспортируются различные вещества. Конкретная функция будущей микротрубочки зависит от посттрансляционных модификаций. Одна из таких модификаций — отщепление аминокислоты тирозина от альфа-тубулина в составе микротрубочки. Этот эффект обеспечивается благодаря ферменту MATCAP — это детирозиназа, которая связывает микротрубочки. MATCAP играет важную роль в развитии и функционировании клеток мозга. — Posttranslational modification of microtubules by the MATCAP detyrosinase.

Физиология человека

Метаболическое разнообразие обеспечивает метастазирование

Метастазирование — опасное проявление рака, когда онкоклетки мигрируют из области первичной опухоли и расселяются в другие участки организма. Одним из ранних предвестников метастазирования является метаболическая гетерогенность, когда ферменты раковых клеток по-разному экспрессируются в первичной опухоли. В новой работе американские исследователи попытались разобраться в причинах, вызывающих этот эффект и последующее метастазирование. — Metabolic diversity drives cancer cell invasion, «Биомолекула»: «Метастазирование злокачественных опухолей: враг, который всегда впереди».

Питание матери при беременности перепрограммирует ДНК

Количество еды, которую съедает женщина при беременности, обеспечивает долгосрочные последствия для ребенка — вплоть до набора лишнего веса и развития сахарного диабета 2 типа. Эта «метаболическая память» связана с уровнем сахара. Высокий уровень сахара в крови нарушает работу фермента TET3 в оплодотворенных яйцеклетках. Из-за этого фермент теряет способность модифицировать ДНК зародыша, доставшуюся от отца. В результате у потомства возникают метаболические дефекты, связанные с ожирением и диабетом. — Maternal inheritance of glucose intolerance via oocyte TET3 insufficiency, Maternal enzyme reprograms paternal DNA for healthy offspring, «Биомолекула»: «Коварная стройность и безопасная полнота: метаболический синдром и сахарный диабет вне обычных границ индекса массы тела».

Биотехнологии

Лаборатория на чипе — теперь в смартфоне

Система «лаборатории на чипе» — компактное устройство, которое позволяет производить медицинскую диагностику, отбирать биопробы и печатать ткани. Несмотря на название, обычно такие устройства отнюдь не миниатюрные — для нормальной работы микролабораториям требуется вспомогательное оборудование вроде громоздких микроскопов, жидкостных насосов и высоковольтных источников питания. Но вот ученые из Канады сделали шаг вперед в сторону уменьшения «лабораторий на чипе» — им удалось создать систему, которую можно распечатать на 3D принтере и подключить к смартфону — он используется в качестве фотодетектора. Такая система способна проанализировать слюну человека на присутствие в ней конкретных мишеней — это уже удалось продемонстрировать на примере коронавируса SARS-CoV-2, который выявляется в биообразце. — Microfluidic chain reaction of structurally programmed capillary flow events, A lab-on-a-chip that takes the chip out of the lab, «Биомолекула»: «Органы-на-чипе: когда технология сплетается с жизнью».

Физиология растений

На лунном грунте выращены первые растения

Биологи вырастили Arabidopsis thaliana на образцах лунного грунта, собранных миссиями «Аполлона». Растения успешно взошли, но не прижились — их рост вскоре прекратился. Ученые обнаружили, что особи арабидопсиса по-разному экспрессировали гены стресса — похожие реакции проявляются при выращивании на земной почве, но в присутствии ионов тяжелых металлов, солей и активных форм кислорода. — Plants grown in Apollo lunar regolith present stress-associated transcriptomes that inform prospects for lunar exploration, «Биомолекула»: «Растения в космосе: инструкция по применению».

Как арабидопсис защищается от фитофторы

Оомицет Phytophthora infestans — опасный патоген растений: именно этот паразит уничтожил почти весь ирландский картофель, вызвав массовый голод в 19 веке. В отличие от картофеля, у арабидопсиса есть секретное оружие против фитофторы. В процессе инфицирования патоген выделяет сфинголипиды, которые расщепляются ферментом церамидазой. Особые рецепторы наподобие лектина на поверхности арабидопсиса распознают продукты расщепления сфинголипидов фитофторы. Это запускает иммунный ответ, в результате чего растению удается противостоять патогену. — Recognition of pathogen-derived sphingolipids in Arabidopsis, «Биомолекула»: «Модельные организмы: арабидопсис», «Почему болеют растения и как они борются с инфекцией на примере фитопатогенных бактерий».

Экология, климат

Гибель тропических лесов в Австралии

Количество погибших деревьев на севере Австралии увеличилось в два раза за последние 35 лет. Экологи сравнили нынешнюю площадь тропических лесов и архивные данные из каталогов 1980-х годов: среди всех видов погибли 2305 дерева. Специалисты связывают это вымирание видов с потеплением климата, а конкретно — с уменьшением влажности, которая важна для нормального развития тропических лесов. — Trees are dying much faster in northern Australia — climate change is probably to blame.

Топливные выбросы убивают 9 миллионов человек в год

Статистика за 2019 год показывает, что каждая шестая смерть в мире была связана с загрязнением окружающей среды. 90% случаев были зарегистрированы в странах с низким и средним уровнем дохода — там, где нет должного контроля за сжиганием ископаемого топлива и чистотой воздуха. Одна из основных причин — некачественная переработка батарей и электроники, из-за чего в атмосферу попадают частицы свинца и других тяжелых металлов. — Pollution killed 9 million people worldwide in 2019 alone.