Подписаться
Оглавление
Биомолекула

Стояние на Угре: летняя профильная биологическая школа «Пилигрим»

Стояние на Угре: летняя профильная биологическая школа «Пилигрим»

  • 1426
  • 0,7
  • 0
  • 0
Добавить в избранное print
Обзор

Летняя БиоШкола в национальном парке «Угра» — не совсем обычное «место» в этой рубрике. Но для многих путь в науку начинается не в лаборатории, не на конференции и не в институте, а под звездным небом, на берегу реки, где цветет иван-чай и стоят палатки, а по утрам в тумане раздаются крики цапель. Школьники, которые хотят пройти этот путь с нами, могут подать заявку на сайте до 20 марта.

«В предыдущей серии»

«Учиться. Летом. В школе. Да вы спятили?!» — подумает любой нормальный ребенок. И совершит ошибку, которая может стоить ему любви к науке и поступления в вуз мечты.

Поэтому бывалый летнешкольник смотрит на вещи именно так:

Летнешкольник?

Хотя сам выглядит совсем иначе, например, так:

Бывалые летнешкольники

О летних школах в целом и о нашей в частности мы уже рассказывали в статье «Не найдется минутка поговорить о летних школах?» в прошлом году, еще до проведения «Пилигрима-2015». Но в предыдущем тексте речь шла скорее о планах и надеждах. За год произошло много нового: мы обжились на новой базе, проверили, как работают наши теоретические схемы — в общем, обложили воздушные замки кирпичом и попробовали в них поселиться. А теперь приглашаем вас в гости.

О месте: что такое хорошо и что такое плохо

«Пилигрим» — полевая школа, и проходит она не в абстрактном чистом поле, а в национальном парке «Угра» в Юхновском районе Калужской области. Поэтому часть преподавательского состава — специалисты по отдельным таксонам организмов из этого парка. На экскурсиях и полевых выходах юным натуралистам рассказывают о его уникальных экосистемах и обо всём, что растет, бегает, ползает и летает вокруг.

Расположение вдали от благ цивилизации нравится не всем: помимо обычных особенностей полевого быта, не лишенных некоторой романтики, порой приходится сталкиваться с неожиданными сложностями. Вот несколько примеров:

  • Езда «с препятствиями». На базу возле деревни Палатки ведет разбитая бетонка, а альтернативный вариант — переправа через Угру на плотах — сильно зависит от погодных условий. Общественный транспорт от Калуги до Юхнова тоже ходит не каждый день. Но это скорее свойство полевых летних школ в целом: хочешь в глушь — умей до неё добраться, поэтому участникам нужно быть готовыми к подобным приключениям.
  • Разгул стихии. И добраться было бы не так сложно, если бы нас не застала в пути гроза, повалившая деревья, и ливень, кардинально изменивший агрегатное состояние некоторых участков дороги. Приехав на базу в полной темноте, дети при продолжающемся ливне не смогли поставить палатки и остались ночевать в спальниках на полу учебных домиков.
  • Вне зоны доступа. Если в 2013 году Интернет на «Пилигриме» отсутствовал по причине отсутствия модема, то в 2015 гроза вывела из строя вышки сотовой связи, и в ближайшем салоне МТС девушка-сотрудница подключалась к сети через модем «Мегафона». Прожить две недели без соцсетей — не проблема, а вот биоинформатику без Интернета преподавать не очень удобно (правда, до конца школы он появился).

Но по прошествии первой недели, делясь мыслями у костра, дети решили, что ехать в такую даль и делить друг с другом все тяготы перетаскивания чемоданов на колесиках через глубокие лужи определенно стоило. Их ждала не только Угра с цаплями, ужами, гнездом ящериц на поляне для палаток и зарослями иван-чая вокруг неё, но и настоящая дружба, пустившая ростки из взаимовыручки, проявленной в ходе этой эпопеи .

Организаторы не теряют надежды, что приобретенный опыт убедит в следующий раз прислушаться к их советам и эти самые чемоданы на колесиках не брать :).

Удаленность от крупных населенных пунктов свойственна многим полевым летним школам, как и близость реки (хотя не каждая школа подобного типа может похвастаться биологическим разнообразием национального парка). Но к естественным природным особенностям местности мы добавили свою пространственную концепцию — концепцию Живой Клетки. Согласно ей, все важные объекты на базе — и даже некоторые субъекты — имеют свои цитологические названия: повара готовят еду в кухне-Митохондрии, баня называется Пероксисомой, дорожки из досок — Цитоскелетом, учебные домики — Вакуолями и Ядром, а дежурные, наводящие порядок, носят гордое звание Шаперонов.

База-Клетка

Цитоплазма и органоиды, пейзажи Угры и разрушенная церковь у ворот нашей базы-Клетки

Поначалу эти странные и «страшные» названия вызывают панику у ребят из ДНК (младшей возрастной группы), что служит основой для забавных умозаключений. Так, на вопрос о функциях белков я однажды подслушала такой вариант ответа: «Они сильные, могут носить много воды, когда дежурят» (речь шла о старшей группе — Белке). Но когда на обязательных для них лекциях по цитологии ребята проходят эти темы, всё становится на свои места: поняв, что кухня зовется Митохондрией потому, что она производит энергию и кормит всю клетку, школьники сами гордо нарекают заросший пруд Хлоропластом, так как он зеленый и фотосинтезирует. Забыть эти аналогии будет трудно даже при желании.

Лекторы БиоШколы

Некоторые из наших приглашенных лекторов в 2015 году: научные журналисты Алексей Паевский (слева) и Анна Хоружая, к.б.н. и заведующий Учебным центром молекулярной биологии Института белка РАН, преподаватель МГУ и КЛШ Георгий Иосифович Гительзон (в центре, рядом с молодым преподавателем Лизой Мининой, автором-википедистом, в окружении школьников), студент Гарвардского университета Гриша Химуля (справа).

Профиль мероприятия


НазваниеПрофильная летняя полевая биологическая школа «Пилигрим»
Веб-сайт:oikos-club.ru
МестоНациональный парк «Угра», Юхновский район Калужской области, экологическая база «Палатки»
ВремяКонец июля — начало августа (в 2016 году — с 25 июля по 10 августа)
Срок подачи заявок15 февраля — 20 марта
ТематикаШирокий спектр теоретических и практических биологических курсов, курсы по выбору и факультативы из числа других дисциплин естественнонаучной и гуманитарной направленности (расписание 2015 года доступно на нашем сайте)
ОрганизаторыКлуб Oikos СОШ № 11 им. Подольских курсантов города Обнинска, инициативные студенты МГУ и МГИМО
ПреподавателиОпытные педагоги из МГУ им. Ломоносова, НГУ, ОИАТЭ НИЯУ МИФИ, КГУ им. Циолковского, студенты МГУ, СПбГУ, МГИМО, ВШЭ — победители и призеры региональных, всероссийских и международных предметных олимпиад и студенческих универсиад
Приглашенные лекторыПомимо постоянных курсов, мы зовем в гости с единичными лекциями действующих ученых, научных журналистов, популяризаторов науки и просто интересных людей
Количество и возраст участников50 человек, разделенных на три возрастные группы в соответствии с центральной догмой молекулярной биологии:
  • ДНК (4–6 классы)
  • РНК (7–8 классы)
  • Белок (9–10 классы)

О путях «Пилигрима», его истории и современности

Свой путь «Пилигрим» начал в 2013 году. БиоШкола с названием, навеянным песней на стихотворение Бродского, возникла на базе эколого-биологического клуба Oikos в школе № 11 наукограда Обнинска. Возраст самого клуба — почти четверть века, и всё это время в нём ведется научное руководство, подготовка к конференциям и олимпиадам, читаются воскресные лекции. Поначалу летняя школа была маленькой — всего 12 обнинских школьников и 7 преподавателей.

В 2014 году проект получил поддержку местной и региональной администраций, среди преподавателей появились новые лица: золотые медалисты Международной биологической олимпиады в Берне, победители Всероссийской олимпиады школьников по биологии и два кандидата биологических наук. Число школьников возросло до 22 (среди них были уже и участники из других городов, в том числе — девочка из Воркуты).

Серьезные ароморфозы «Пилигрим» претерпел в 2015 году: школа стала по-настоящему всероссийской, расширилась и изменилась команда организаторов. Такое масштабирование стоило немало. У нас появились новые микроскопы, лабораторная посуда, реактивы, мы перестали делить нашу предыдущую базу с другими отдыхающими — целиком арендовали другую, наняли профессиональных поваров, потому что помогавшие нам в 2014 году родители не справлялись с готовкой... Многие дети приехали к нам издалека (география школы — от Калининградской области до Кемерово), некоторым из них мы помогли с оплатой дороги, кто-то получил право бесплатного участия. Чтобы покрыть эти и другие расходы, но оставить стоимость приемлемой для семей самого среднего достатка, весной 2015 года мы провели сбор средств на краудфандинговой платформе Boomstarter, где нашу идею поддержали почти 200 человек, неравнодушных к отечественному образованию и судьбе юных ломоносовых наших дней.

В течение учебного года при поддержке клуба Oikos прошло еще несколько крупных мероприятий. В 2015 году 11-я школа принимала региональный этап Турнира юных биологов — Калужская область участвовала в нём впервые. Зимой 2016 мы провели образовательные сборы «Мотив» в городе Новочебоксарске республики Чувашия. Студенты — преподаватели «Пилигрима» прочитали 73 школьникам научно-популярные лекции о работе мозга, вирусах, оптических иллюзиях, последнем общем предке всех ныне живущих организмов, работе иммунной системы, экологических пирамидах и биоляпах в литературе и кино, а потом рассказали об олимпиадах, дающих льготы для поступления в вузы, летних школах и подготовке ко Всероссийской олимпиаде.

Как же получилось, что среди преподавателей БиоШколы так много студентов, которые по возрасту младше Oikos’a, давшего ей начало? Закончив школу, выпускники клуба возвращались туда преподавателями и приглашали друзей. Отсутствие возрастного барьера и мировоззренческой пропасти между обучающим и обучаемыми, которые пару лет назад сидели за одной партой на дополнительных занятиях в клубе, облегчало взаимопонимание и упрощало передачу знаний. Этот принцип, напоминающий Белл-Ланкастерскую систему, был перенесен и на БиоШколу: более половины ее преподавателей — студенты МГУ, СПбГУ, ВШЭ, МГИМО и вузов регионального значения.

В нашей команде:

... и другие :).

Фотографии с «Пилигрима-2015» от Алексея Манухова и из архива организаторов.

О миссионерах в Индии и умении распоряжаться свободой

Белл-Ланкастерская система имеет очевидные плюсы: зародившаяся на рубеже 18 и 19 веков в школах для бедных в Великобритании и в индийских школах для детей английских солдат, она оказалась не просто удобным приемом для обучения при нехватке профессиональных учителей, но и неожиданно продуктивным методом обучения. Старшие школьники (в теоретических трудах о Белл-Ланкастерской системе они назывались «мониторами»), которые сами только недавно усвоили материал, еще помнят проблемы, с которыми они сталкивались при изучении, поэтому могут проще и доступнее преподнести его товарищам. К тому же им не так страшно задать вопросы, которые дети, боясь показаться глупыми, порой не задают взрослому и строгому преподавателю.

В России второго десятилетия 19 века эту систему активно пропагандировал и начал внедрять журналист и издатель Николай Иванович Греч, но после восстания декабристов в 1825 году школы такого рода были отнесены к потенциальным рассадникам опасного свободомыслия и закрыты.

Возникает резонный вопрос: если Белл-Ланкастерская система так хороша, почему она не возродилась позже, при смене власти? Ответ прост: при всей легкости установления контакта и передачи информации от «монитора», который лишь на пару лет старше ученика, дает о себе знать нехватка педагогического опыта. Умение балансировать между панибратством и такими распространенными в школах попытками заставить перестать думать и начать «ходить по струнке» требует почти акробатических навыков, которые приходят не сразу. Поэтому «Пилигрим» комбинирует разные подходы и методики: часть преподавателей — действующие научные сотрудники, аспиранты и педагоги в области дополнительного образования, остальные — студенты. В такой разновозрастной команде сочетаются энтузиазм и незашоренный взгляд юности и зрелый опыт учителей, которые всегда готовы помочь молодежи советом. Это позволяет показать школьникам мир биологии — да и просто мир — с разных сторон.

Другая особенность «Пилигрима» — возможность выбирать некоторые курсы по собственному желанию, причем чем старше возраст школьника, тем бόльшая свобода ему предоставляется. Группа Белόк сама формирует свое расписание, поскольку предполагается, что к концу 9–10 класса ученик должен знать свои сильные и слабые стороны и уметь принимать решения. Группа РНК выбирает один из трех курсов, а младшие, ДНК, могут по желанию посещать занятия в группе старших в свободное от собственной учебы время и по согласованию с преподавателем.

Пользоваться свободой, оказывается, тоже нужно учиться. В 2014 году одна из участниц, ученица 8 класса, записалась на биохимию — курс, предназначенный для старшей группы. Но без знания органической химии, которой в школе у нее еще не было, она не смогла включиться в работу на практикуме. Девочке пришлось признать, что она переоценила свои силы, записаться на ботанику и нагонять двухдневное отставание. В 2015 году курсы были привязаны к возрастным группам жестче, чтобы таких ситуаций не возникало.

Лабораторные занятия и полевые выходы

В расписании большое внимание уделяется лабораторным занятиям и полевым выходам, ведь так интересно научиться делать то, о чём в обычной школе дети чаще всего только читают в книжках: увидеть в микроскоп хоаноциты с бьющимися жгутиками у губки, найденной в Угре, покрасить бактерии по Граму, определить свою группу крови с помощью... комаров.

О Люциферазе и теоретической подготовке Русалочки

В свободное от учебы время заскучать на БиоШколе не дают факультативы по интересам. В 2015 году среди них было востоковедение, вязание узлов, рассказы о Байконуре, совместный просмотр детских фильмов, ночные выходы с изучением созвездий, песни под гитару у костра — вечерней Люциферазы... Несколько раз желающие ходили на экскурсию к месту древнего поселения — города Опакова. Дважды в одной из комнат — компартментов Ядра устраивалась поэтическая свечка.

Часы досуга

Часы досуга: экскурсия к памятнику археологии «Опаково городище» и театр

Наверное, больше всего участников (и восторгов) собрал театр: с настоящими декорациями, нарисованными на простыне гуашью, бутафорией и костюмами. В прошлом году мы ставили спектакль «Сестра моя Русалочка» по сценарию Людмилы Разумовской. Но репетиции (а их было много — спектакль длился около двух часов) не могли заставить ребят забыть о главном: никто не упрекнет Русалочку за опоздание, если она сдает зачет по экологии рыб.

Угра зовет!

А теперь поговорим о том, как стать одним из тех, чьи глаза «полны заката», а сердца «полны рассвета» (как И. Бродский говорит о пилигримах в одноименном стихотворении).

Школьники 4–10 классов могут присоединиться к нам, подав заявку до 20 марта на сайте и пройдя конкурсный отбор. Желающие стать преподавателями или приглашенными лекторами, чтобы помочь юным ломоносовым будущего сделать первые шаги в Большую науку, могут связаться с организаторами в разделе «Контакты».

Также мы собираем деньги, чтобы выделить гранты на бесплатное участие школьникам из малообеспеченных семей. Если вы, как и мы, верите, что доступ к качественному образованию должен быть равным для детей из любой точки страны и из семей с любым достатком, вы можете поддержать наш проект финансово. Маленький вклад кажется песчинкой, но вместе можно свернуть горы!

Ссылки

  1. Дополнительная информация о проекте «Пилигрим»:
  2. ЛЭШ (Летняя экологическая школа), через которую прошли двое из организаторов.
  3. Другие летние школы:
    • дружественная летняя школа «Русского репортера» (ЛШРР);
    • дружественная тульская летняя школа «Ориентир»;
    • Кировская летняя многопредметная школа (КЛМШ).

Литература

  1. Воронцов И. (2015). Далеко не всё о летних школах. Сайт проекта Edutainme;
  2. Первая Летняя школа по биоинформатике: отчет;
  3. Летняя школа „Биотехнологии будущего 2013“: как всё было;
  4. Не найдется минутка поговорить о летних школах?;
  5. НИИ ЧАВО себе!;
  6. Ингибируй, властвуй, понижай.

Комментарии