«Настоящая биология. 20 рассказов от первого лица». Рецензия
01 февраля 2023
«Настоящая биология. 20 рассказов от первого лица». Рецензия
- 651
- 0
- 1
-
Автор
-
Редактор
Книга «Настоящая биология. 20 рассказов от первого лица» — это сборник интервью с выдающимися российскими биологами, которые рассказывают о прорывах и достижениях современной науки. Однако здесь не будет сухого обсуждения научных материй — помимо исследований, ученые делятся своими мыслями о взаимодействии науки и общества, а также своим видением будущего биологии в России.
Оценка «Биомолекулы»
Качество и достоверность: 9/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)
Легкость чтения: 7/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)
Оригинальность: 8/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)
Кому подойдет: студентам-биологам, которые выбирают будущую специализацию, а также всем тем, кто хочет познакомиться с перспективными исследованиями молекулярной и клеточной биологии.
В «Настоящей биологии» собраны интервью, опубликованные на портале PCR.NEWS в 2021–2022 гг. Темы исследований, которые обсуждают в этой книге, касаются конкретных областей науки: молекулярной и клеточной биологии, вирусологии, иммунологии, нейробиологии, биоинформатики, генетики, микробиологии, медицины. Чтобы сразу снять возможные ожидания от книги, следует уточнить: это не учебник по молекулярной биологии, и даже не справочник по отдельным ее направлениям. Здесь нет подробного экскурса по лабораторным методам и ключевым научным концепциям. Каждая глава книги — это рассказ, за которым стоят личность конкретного ученого, его исследования и путь в науке.
Первая часть посвящена вопросам происхождения жизни и эволюции. Армен Мулкиджанян объясняет, почему жизнь не могла зародиться на дне океана, рассказывает о метаболизме универсального общего предка и жизни первых клеток на древней Земле. (О процессах, которые происходили на нашей планете много лет назад, можно почитать в статье «Абиогенез и естественный отбор» [1].) Евгений Кунин расскажет об эволюции вирусных геномов и их классификации [2], вирусах-гигантах [3], а также ответит на вопрос, что же появилось раньше — клетка или вирус. Алексей Кондрашов поделится своими взглядами на отбор генов [4], расскажет про «идеальный генотип» и коварность слабовредных мутаций, а также опишет, как в экспериментальных условиях отключить отбор в популяции дрозофил и к чему это приводит. Михаил Гельфанд расскажет про случайные события в эволюции, которые приводят к появлению функциональных белков, даст свое определение биоинформатики не как отдельной отрасли биологии, а скорее как набору приемов и способов обращаться с данными, а кроме этого, объяснит, как работает «Диссернет».
Вирус не является гуманистом или антигуманистом, вирус является тупым агрегатом молекул
Вторая часть рассказывает о нейробиологии и перспективных исследованиях мозга. Здесь Рауль Гайнетдинов расскажет об исследованиях дофамина [5], следовых аминах и их рецепторах (TAAR); Григорий Ениколопов — о нейрогенезе [6]; Наталия Гуляева — о роли гиппокампа в развитии заболеваний мозга и трансляционных исследованиях [7], а Михаил Угрюмов — о перспективах лечения болезни Паркинсона [8] и Альцгеймера [9].
Откуда берется удача в науке? Берется она исключительно из раздолбайства
Третья часть объединена темами вирусологии и создания вакцин. В ней Леонид Марголис раскроет суть коммуникации клеток между собой с помощью везикул и объяснит взаимосвязь между ВИЧ-инфекцией и противогерпесным веществом; Петр Чумаков расскажет о знаменитом гене р53 и создании противораковых препаратов на основе онколитических вирусов; Константин Чумаков — о процессе разработки и проверки эффективности вакцин , а также о подходе к регистрации препаратов в FDA; Вадим Израилевич Агол — о разнице между «фундаментальными» и «прикладными» исследованиями, вирусных рекомбинациях и о том, почему нельзя прекращать вакцинацию от полиомиелита [10].
В своем интервью «Биомолекуле» Константин Чумаков рассказывает о создании вакцин против коронавируса, неспецифических эффектах живых вакцин и международной науке [11].
Бороться с самим процессом старения, по-моему, не имеет смысла. Прелесть человеческого существования в том, что мы смертны. [...] Ведь для сохранения человечества как вида, как цивилизации очень важно, чтобы была эволюция, чтобы был прилив новых сил, смена поколений. Предрассудки, которые несут старые люди, тоже иногда тормозят прогресс
Четвертая часть собрала в себе рассказы о процессах на уровне биомолекул — от фотосинтеза и флуоресценции до метаболизма болотных микроорганизмов и биоэнергетики. Евгений Давидович Свердлов поделится своими взглядами на продовольственные вызовы будущего; Светлана Дедыш расскажет о необычных бактериях болот и глобальных циклах парниковых газов; Константин Лукьянов — о «второй красной революции» в России и визуализации с помощью флуоресцентных белков [12]; Вячеслав Колб — о синтезе и фолдинге белка [13]; Владимир Скулачёв — о зарождении биоэнергетики и своем общении с Питером Митчеллом.
О нерешаемых проблемах биологии и сложных системах Евгений Свердлов рассказывает в своей книге «Взгляд на жизнь через окно генома», отрывок из которой мы публиковали на «Биомолекуле» [14].
Пятая часть раскрывает вопросы старения, биологического возраста и продления жизни. Евгений Рогаев объяснит, как анализировать древнюю ДНК; Дмитрий Чудаков расскажет о «сбросе» иммунологической памяти [15], репертуарах Т-клеточных рецепторов [16], [17] и подземных долгожителях — слепышах, а Вадим Гладышев ответит на вопросы о селене и его роли в редокс-регуляции, связанной с процессами старения.
Каждая глава книги посвящена интервью с конкретным ученым. Начало главы предваряет цветная иллюстрация с портретом исследователя и его цитатой. Текст разбит на блоки с подзаголовками, что облегчает восприятие для читателя. В pdf-формате зашиты ссылки на статьи, которые упоминаются в интервью, однако они не работают. Также на поля вынесены QR-коды для перехода на страницу с научной статьей — они нормально открываются, но сложности могут возникнуть, если читать книгу с телефона — понадобится второе устройство, чтобы отсканировать код.
«Настоящая биология» — очень плотная концентрированная книга, здесь нет «воды» и отвлеченных разговоров на смежные темы. Серьезность обсуждаемых вопросов разбавляют более личные вопросы к ученым — об их учебе и работе в лаборатории, взглядах на будущее науки в России и мире. Однако время от времени повествование как бы обрывается — например, когда интервьюер задает короткий вопрос, контекст которого остался на пару абзацев выше, поэтому приходится останавливаться и перечитывать. Еще из-за того, что разговорный формат перенесли в книгу, теряется эмоциональность: чувствуется, что за напечатанными в книге словами стоят живые образы, которыми делятся исследователи, однако их приходится додумывать и создавать собственные интонации в своей голове. Возможно, в формате подкаста или видео «20 рассказов от первого лица» звучали бы более органично, а в книге эту динамичность сложно передать.
Книга «Настоящая биология» однозначно будет полезна всем, кто хочет больше узнать о достижениях современной биологии, работе в научных лабораториях в России и за рубежом, а также студентам-биологам, которые выбирают область для будущей специализации.
Литература
- Абиогенез и естественный отбор;
- Периодическая система вирусов, или Классификация вирусов по Балтимору 50 лет спустя;
- Гиганты вирусного мира;
- Как понять, что ваши гены отбирают?;
- Дофаминовые болезни;
- Всё, что вы всегда хотели знать о взрослом нейрогенезе, но боялись спросить;
- Трансляционные исследования в нейробиологии;
- Болезнь Паркинсона: что изучать? как изучать?;
- Болезнь Альцгеймера: ген, от которого я без ума;
- Полиомиелит: убийца из XX века;
- Константин Чумаков об эпидемии SARS-CoV-2, стратегии ликвидации полиомиелита и своих знаменитых родителях;
- Флуоресцирующая Нобелевская премия по химии;
- Проблема фолдинга белка;
- Евгений Свердлов: «Взгляд на жизнь через окно генома». Глава 2: «Основные философские концепции и Big Data». Отрывок;
- Когда появляется иммунологическая память?;
- Анализ индивидуальных репертуаров Т-клеточных рецепторов;
- Системная иммунология: секреты Т-клеточного репертуара.