Галопом по обзорам: зимний марафон 2024

Дайджест

Наконец-то заканчивается зима! Барбос Микробкин обожает зиму, но от холода все-таки устает, да и разнообразия хочется! Поэтому он представляет вам подборку зимних обзоров из журналов серии Nature Reviews, а сам скорее бежит встречать весну!

В последний месяц зимы мы возвращаемся с уже привычной многим рубрикой — обзорами на обзоры из журналов серии Nature Reviews! Это — первый в 2024 году выпуск рубрики, посвященной научным обзорам по биологии, медицине и наукам о Земле. Мы собрали и рассказали о статьях на биологические, медицинские, экологические, географические темы. В этой подборке вы вновь встретите разнообразные истории из мира эндокринологии, нейронаук, онкологии и иммунологии, молекулярной и клеточной биологии, а также новостями из мира биотехнологий.

Приятного чтения!

Эндокринология

Авторы новой статьи как бы возвращают читателя на «студенческую скамью» и заставляют еще раз внимательно рассмотреть функции гормонов гипофиза. В большей степени мы знаем их как регуляторов секреции других гормонов, но с эволюционной точки зрения и сами гормоны, и их рецепторы изначально выполняли широкий спектр функций в физиологии позвоночных. За последнее десятилетие многие исследователи, в том числе и авторы предлагаемого обзора, обнаружили, что тиреотропный гормон, фолликулостимулирующий гормон, адренокортикотропный гормон, пролактин, окситоцин и аргинин-вазопрессин действуют непосредственно на соматические органы, включая кости, жировую ткань и печень. Новые данные также указывают на то, что рецепторы гормонов гипофиза экспрессируются в различных областях мозга, ядрах и субъядрах. Эти исследования позволяют объяснить, по крайней мере частично, патофизиологию некоторых заболеваний, включая остеопороз, ожирение и нейродегенерацию, изменениями уровня гормонов гипофиза. Само собой, это определяет и новые мишени для терапевтических средств. — Pituitary crosstalk with bone, adipose tissue and brain.

Генетика

• Довольно обширное семейство генов кодирующих микроРНК было идентифицировано уже более 20 лет назад. С тех пор микроРНК оказались под пристальным вниманием многих исследователей. Благодаря этому основные особенности биогенеза и функционирования микроРНК были выявлены еще в первые годы после их открытия. Но постоянно поступает новая информация о механизмах, с помощью которых микроРНК осуществляют регуляторные функции, о том, как они выбирают мишени в транскриптоме, а также о новых путях многоуровневой регуляции биогенеза и, если можно так выразиться, «круговорота» микроРНК. Многие из последних открытий стали возможны благодаря недавним технологическим достижениям, включая массовое параллельное секвенирование, криогенную электронную микроскопию, визуализацию одиночных молекул и CRISPR-Cas9 скрининг. Для тех, кто хочет познакомится с последними достижениями в области исследования микроРНК, предлагается новый обзор. — microRNAs in action: biogenesis, function and regulation, «Биомолекула»: «МикроРНК — чем дальше в лес, тем больше дров», «МикроРНК уменьшают шум экспрессии генов».
  • Развитие мозга у людей достигается посредством точного пространственно-временного генетического контроля, механизмы которого остаются в значительной степени неуловимыми. В последнее время благодаря использованию 2D-культур, полученных из стволовых клеток человека, и 3D-органоидов мозга появилась уникальная возможность для установления причинных связей между генотипами и фенотипами непосредственно в организме человека. Авторы чрезвычайно интересного обзора рассматривают текущие знания о сложной генетической регуляции каждого ключевого этапа развития человеческого мозга через призму эволюционной специализации и нейроонтогенетических расстройств. Кроме того, авторы подчеркивают важность применения указанных подходов для изучения нейрональных особенностей, присущих только мозгу человека, и механизмов его заболеваний. — Genetics of human brain development, «Биомолекула»: «Молекулярная эволюция мозга — от обезьяны до человека».
  • Открытие денисовского человека можно назвать триумфом палеогенетики. До сих пор только десять фрагментарных останков из двух стоянок отнесены к денисовцам, и то исключительно на основе молекулярной информации. Но как много удалось узнать об этих загадочных людях! Реконструкция единого высококачественного генома позволила сделать вывод об их популяционной истории, включая случаи смешения с другими группами людей. Кроме того, идентификация денисовской ДНК в геномах современных людей дала представление о времени и путях расселения древних современных людей в Азии и Океании, а также о вкладе архаической ДНК в физиологию современных людей. В обзоре подводится итог за более чем десятилетний период изучения денисовского человека и суммируется информация об их популяционной истории и фенотипе. Авторы также подчеркивают, что растущие знания о денисовцах позволили лучше понять и нашу собственную эволюционную историю. — More than a decade of genetic research on the Denisovans.

Окружающая среда

Мало кто задумывается, но глобальное потепление — это не только про таяние ледников. Рост концентрации СО2 напрямую влияет на урожайность сельскохозяйственных культур во многих регионах. В обзоре изучается зависимость урожайности основных зерновых культур, имеющих глобальное значение (пшеница, кукуруза, просо, сорго и рис), от концентрации углекислого газа, температуры и доступности воды. У злаковых культурные растения по типу фотосинтеза относятся либо к С3 типу (таких большинство), либо к С4 типу. Для пшеницы и риса, относящимся к С3 типу, повышенный уровень СО2 и засуха — это однозначная угроза. Кукуруза, просо и сорго, наоборот, выигрывают от высокой концентрации СО2. Однако этот эффект сводится на нет засухой и истощением почвы. Авторы обзора приводят разные сценарии изменения урожайности в недалеком будущем. При наиболее суровом сценарии, если все останется как есть, изменение климата приведет к потере урожайности от 7% до 23%. Глобальный юг находится в уязвимом положении, поэтому нужно приложить немалые усилия для того, чтобы худший из сценариев не стал реальностью. — Climate change impacts on crop yields, «Биомолекула»: «Готовим ГМ-рис вместе».

В прошлом году с выходом сериала по мотивам игры The Last of Us интерес людей к патогенным грибам как-то резко возрос. Как говорится, сказка ложь, да в ней намек. Конечно, до апокалиптических сценариев еще очень далеко, но из области микологии поступают тревожные звоночки. В обзоре рассказывается о распространении устойчивых к препаратам патогенных грибов трех видов. В каждом случае руку к грибному триумфу приложил сам человек. Устойчивый Aspergillus fumigatus появился из-за широкого использования в сельском хозяйстве фунгицидов на основе азола (можно сказать, мы его сами селекционировали). Из-за бесконтрольного применения безрецептурных противогрибковых кремов, содержащих кортикостероиды, стал активно распространяться Trichophyton indotineae. Ну а распространение Candida auris, вероятно, связано с глобальным потеплением (это уже прямо как в том самом сериале). Авторы обзора предупреждают, что разнообразие самих грибов и движущие силы, приводящие к появлению новых разновидностей, ясно показывают: мы не можем предсказать, что появится дальше. В общем, надо быть начеку. — The rapid emergence of antifungal-resistant human-pathogenic fungi, «Биомолекула»: «Синдром больной гробницы»

Нейронаука

• Нейроны без миелиновой оболочки, этой белковой обмотки, представить можно, но это совсем не те нейроны — они медленно проводят потенциал действия и вообще не очень пластичны. Безусловно, миелинизация — это одно из величайших эволюционных приобретений нервной системы. Если брать ЦНС, то здесь за создание миелиновой оболочки отвечают специальные глиальные клетки — олигодендроциты. Миелиновый слой и сам по себе достаточно пластичен, его контуры могут меняться, а вместе с тем меняется и динамика проводимости по нейрону. Хорошо известно, что нарушение механизмов, опосредующих адаптивную миелинизацию, может способствовать когнитивным нарушениям. Авторы обзора показывают «темную» сторону олигодендроцитов и миелинизации. Многие формы глиомы берут свое происхождение от олигодендроцитов, они как бы «захватывают» механизмы пластичности миелина и заставляют работать на себя. Индуцируемая таким образом активность нейронов способствует патогенезу многих форм глиомы посредством регулируемых паракринных факторов и прямых синапсов между нейроном и клетками глиомы. Эта синаптическая интеграция глиомы в нервные цепи играет центральную роль в росте и инвазии опухоли. О том, как нейронно-олигодендроглиальные взаимодействия становятся нейронно-глиомными и как эти взаимодействия способствуют патогенезу злокачественных новообразований, вы узнаете из предлагаемого обзора. — Neuron–oligodendroglial interactions in health and malignant disease, «Биомолекула»: «Обёртка для аксона».
  • Мозг представляет собой сеть переплетающихся нейронных цепей. В современной коннектомике акцент делается на узлы, а локальные популяции нейронов превращаются в некую абстракцию. Тем не менее, на эти сетевые узлы можно наложить информацию об экспрессии генов, цитоархитектуре, рецепторах к нейромедиаторам. Авторы обзора отстаивают создание аннотированных сетей. Аннотированные коннектомы, как предполагают авторы, позволят переосмыслить архитектурные особенности сетей и связать схемы соединений областей мозга с их базовой биологией. Кроме того, аннотированные коннектомы помогают создавать более достоверные модели формирования мозговых сетей, нейронной динамики и, наконец, патологических процессов. — Towards a biologically annotated brain connectome.
  • Во всем мире по меньшей мере 694 млн человек было инфицировано SARS-CoV-2, при этом, по некоторым оценкам, у 55–60% инфицированных развивался (и развивается) COVID-19. С началом пандемии стало расти беспокойство по поводу сопутствующих неврологических симптомов. Более того, 10–45% людей с историей инфекции SARS-CoV-2 испытывают неврологические симптомы даже через три месяца после начала заболевания — то состояние, которое ВОЗ определила как «постковидный синдром» и которое возникает независимо от варианта вируса. За последние три года патомеханизмы неврологических нарушений, связанных с COVID-19, стали более ясны. На сегодняшний день не существует явных — то есть по-настоящему убедительных — доказательств наличия частиц SARS-CoV-2 в мозге. В обзоре особое внимание уделяется методологическим трудностям обнаружения вирусов в тканях ЦНС (напомню, убедительных доказательств наличия частиц SARS-CoV-2 в мозге до сих пор нет) и обсуждению иммунных эффектов, способствующих поражению ЦНС при COVID-19. Авторы последовательно рассматривают изменения в клетках ЦНС при COVID-19, начиная с гематоэнцефалического барьера и вплоть до олигодендроцитов. Несомненно, обзор заслуживает внимания, так как вся эта совокупность данных имеет решающее значение для понимания поражений ЦНС при остром заболевании COVID-19 и после него. Многие из нас столкнулись с этим коварным заболеванием, и с его последствиями нам еще жить. И лучше бы понимать, что же это все-таки было. — The neurobiology of SARS-CoV-2 infection, «Биомолекула»: «Новые ущербы от инфекции SARS-CoV-2 за пределами дыхательной системы».

Психология

В обзоре с довольно скучным названием — Integrating neuropsychological research on autism and psychosis to improve clinical outcomes — рассматривается весьма интересная проблема диагностики аутизма и шизофрении. Хотя клинические фенотипы расстройств аутистического и шизофренического спектра считаются разными, между обоими диагнозами существуют значительные совпадения. Более того, эти два типа расстройств непропорционально часто встречаются одновременно. Уже начались исследования по изучению их одновременного возникновения и влияния на клинически значимые исходы. В обзоре описывается то, что известно о частоте сочетания аутизма и расстройств шизофренического спектра, очерчиваются их уникальные и общие нейропсихологические особенности, касающиеся сенсорной обработки, когнитивных функций и социальных взаимодействий. Добавлю еще, что за прошедшее десятилетие подобных работ было всего две, поэтому предлагаемый обзор определенно заслуживает внимания. — Integrating neuropsychological research on autism and psychosis to improve clinical outcomes, «Биомолекула»: «Расстройство аутистического спектра: „дети дождя“».

Неврология

В головном мозге пациентов с болезнью Альцгеймера имеЮтся два четких патологических маркера: наличие бляшек амилоида-β (Aβ) и нейрофибриллярных клубков белка Tau. Белковые агрегаты приводят к потере синапсов и, в конечном счете, нейронов. Многие из ранних попыток разработать методы лечения болезни Альцгеймера были сосредоточены на амилоиде-β, но чем-то существенным это все не увенчалось. Теперь фокус сместился на белок Tau. Надо сказать, что Tau-патология демонстрирует более сильную корреляцию с тяжестью симптомов, чем амилоид, а значит, воздействие на Tau, скорее всего, будет более эффективным. Первоначально многие подходы, как, например, ингибирование агрегации тау и стабилизация микротрубочек, себя не оправдали, но исследования на месте не стоят. Из обзора можно узнать свежую сводку о текущих клинических испытаниях препаратов, основанных на иммунотерапии, а также о новых терапевтических кандидатах. — Tau-targeting therapies for Alzheimer disease: current status and future directions, «Биомолекула»: «На руинах памяти: настоящее и будущее болезни Альцгеймера», «Заговор с целью нейродегенерации: бета-амилоид и тау-белок».

Клиническая онкология

Хотя рак легких, связанный с курением, по-прежнему является причиной большинства диагнозов, уровень курения снижается в течение нескольких десятилетий. Однако, я думаю, каждому известны случаи из разряда «никогда не курил, и вот тебе на — рак легких!». И это не праздное наблюдение. По оценкам, рак легких у людей, которые никогда не курили (Lung cancer in individuals who have never smoked, LCINS), является пятой по распространенности причиной смертности от рака во всем мире в 2023 году, преимущественно встречаясь у женщин и населения Азии. То есть, еще раз, число случаев рака легких, связанных с курением во всем мире снижается, а число LCINS не только не идет на убыль, но даже растет. Авторы обзора рассказывают о молекулярных и геномных характеристиках LCINS, которые отличаются от характеристик рака легких, связанного с курением, и могут напрямую влиять на решения и результаты лечения. Также рассматриваются новые данные относительно этиологии и особенностей LCINS, особенно генетических и экологических основ этого заболевания, а также их значения для лечения. Кроме того, авторы описывают уникальные диагностические и терапевтические парадигмы LCINS и обсуждают будущие направления в выявлении лиц с высоким риском этого заболевания, что поможет соответствующему скринингу. — Lung cancer in patients who have never smoked — an emerging disease.

Рак

Убиквитинилирование так или иначе связано с регуляцией большинства, если не всех, сигнальных путей в клетке. За удаление убиквитиновых меток отвечают ферменты из группы деубиквитиназ (DUBs), которых у человека насчитывается около сотни. Поскольку баланс убиквитинилирования и деубиквитинилирования играет огромную роль в функционировании клетки, неудивительно, что активность деубиквитиназ связана со всеми отличительными свойствами злокачественных клеток. Более подробно о роли деубиквитиназ в злокачественных процессах можно узнать из нового обзора в Nature Cancer. — Deubiquitinases in cancer, «Биомолекула»: «Вездесущий убиквитин».

• Протеинкиназы — важнейшие сигнальные белки, которые, в частности, задействованы в передаче сигналов от различных иммунорецепторов. Протеинкиназы регулируют рост и гибель клеток, продукцию цитокинов и других медиаторов воспаления, а потому они были выбраны в качестве мишеней для лечения рака и, чуть позже, заболеваний, связанных с нарушениями в иммунной системе. Новый обзор посвящен имеющимся наработкам по использованию малых молекул, действующих на протеинкиназы, связанные с работой иммунных клеток с особым акцентом на одобренные FDA препараты, направленные на лечение патологий, связанных с иммунной системой. Особый фокус направлен на янус-киназы, поскольку их ингибиторы были одобрены для лечения многих аутоиммунных заболеваний и аллергий, а также COVID-19. — Protein kinases: drug targets for immunological disorders.
  • Огромную роль в функционировании T-клеток играет ткань, в которой они находятся. Миграции и выход из кровеносных сосудов в ткани погружает T-клетки в новую микросреду, и сигналы, получаемые из нее, влияют на дифференцировку, дальнейшую судьбу и функции T-клеток. Поскольку большинство систем органов представляют собой сильно отличающиеся среды, каждая из них требует особой адаптации T-клеток. Новый обзор посвящен внешним факторам, которые влияют на дифференцировку, функционирование, расположение и судьбу T-клеток, а также связям этих процессов с успехом противораковой иммунотерапии. Кроме того, в обзоре рассматривается, почему нефункциональные популяции T-клеток могут приобретать свойства тканерезидентных T-клеток памяти, чтобы сохраняться в опухолях. — Localization, tissue biology and T cell state — implications for cancer immunotherapy, «Биомолекула»: «Т-клетки — марионетки, или как пе­ре­про­грам­ми­ро­вать Т-лимфоциты, чтобы вылечить рак».
  • Полвека назад, в 1973 году, был открыт белок HMGB1. Сначала считалось, что функции этого белка ограничиваются поддержанием структуры хроматина, однако последующие исследования показали, что HMGB1 может быть локализован и вне клетки, и от его локализации — в клетке или вне ее — зависит функциональность белка. HMGB1 способствует репарации ДНК в ядре, обнаружению нуклеиновых кислот в цитозоле клетки и связанной с этим активацией врожденного иммунитета и аутофагии. HMGB1 может взаимодействовать с внеклеточными белками и стимулировать иммунорецепторы. Новый обзор, приуроченный к 50-летнему юбилею с даты открытия HMGB1, посвящен его многочисленным функциям, а также его роли в развитии ряда заболеваний. — The multifunctional protein HMGB1: 50 years of discovery.
  • Регуляторные T-клетки (Tregs), характеризующиеся экспрессией FOXP3, подавляют активность T-клеток и необходимы для поддержания иммунологической толерантности. Однако одного только фактора FOXP3 недостаточно для дифференцировки Tregs. В новом обзоре обсуждается роль вспомогательных транскрипционных факторов в поддержании идентичности T-клеток. Особое внимание уделяется таким факторам транскрипции, как AHR, BACH2, NFIL3, BATF, SATB1, BLIMP1, Ikaros, BCL-11B, IRF4, T-bet, GATA3, RORγt и BCL-6. — The role of transcription factors in shaping regulatory T cell identity.

Молекулярная и клеточная биология

• Митохондрии и хлоропласты имеют собственные геномы, в которых закодированы некоторые белки, участвующие в образовании АТФ и фиксации углерода, соответственно. Последние исследования показывают, что мутации в митохондриальной ДНК связаны не только с тяжелыми наследственными заболеваниями, но и с процессами, ассоциированными со старением, в том числе и злокачественными. Авторы нового обзора рассматривают возможность изменения азотистых оснований в геномной ДНК митохондрий с помощью программируемых дезаминаз. Кроме того, они обсуждают возможность использования программируемых дезаминаз для редактирования ДНК хлоропластов. — Base editing of organellar DNA with programmable deaminases, «Биомолекула»: «Молодость в энергии».
  • Центральным регулятором метаболизма клетки является киназа mTOR. Как часть комлекса mTORC1, mTOR интегрирует сигналы об уровне питательных веществ, факторах роста, источниках энергии и доступности кислорода. В зависимости от этих факторов, mTOR может как стимулировать анаболизм, так и подавлять катаболизм. Неудивительно, что mTORC1 играет огромную роль в поддержании гомеостаза органов и тканей, и нарушения в работе комплекса приводят к разнообразным патологиям, среди которых рак, диабет 2 типа, нейродегенеративные заболевания и другие процессы, связанные с возрастом. Новый обзор посвящен молекулярной архитектуре mTORC1 и установлению механизма ответа mTORC1 на уровень питательных веществ. — The molecular basis of nutrient sensing and signalling by mTORC1 in metabolism regulation and disease, «Биомолекула»: «Таблетка от несуществующей болезни».
  • Семейство трансформирующего фактора роста (TGFβ) включает множество эволюционно консервативных цитокинов. В новом обзоре обсуждается, как сигнальные пути TGFβ влияют на гомеостаз тканей на ювенильной и взрослой жизненной стадии с особым фокусом на скелетную, гемопоэтическую и иммуннную системы. Авторы обзора объясняют, почему даже малые нарушения в TGFβ-опосредованном сигналинге могут оказывать огромный эффект на организм, начиная от врожденных заболеваний и заканчивая раком. — Context-dependent TGFβ family signalling in cell fate regulation.
  • В каждый момент времени состояние стволовой клетки — покой, дифференцировка или самообновление — контролируются сложной системой сигналов. За двадцать лет исследований было показано, что ведущую роль в этом играет сигнальный путь Hippo и его эффекторы — YAP и TAZ. Именно они переводят разнообразные факторы, действующие на стволовые клетки — от механических сил до клеточного метаболизма — в плоскость полногеномномных изменений, влияющих на функциональность стволовых клеток. Новый обзор посвящен молекулярным основам действия YAP и TAZ на стволовые клетки, а также рассматривает, как нарушения в этой регуляции приводят к различным заболеваниям. — Control of stem cell renewal and fate by YAP and TAZ, «Биомолекула»: «Такие разные стволовые клетки».
  • Хотя последние достижения в области машинного обучения сделали реальным предсказание структуры белка по его аминокислотной последовательности, некоторые моменты все же оказываются неучтенными. Для укладки многих белков в нативную структуру необходимы вспомогательные факторы — шапероны. Неправильно уложенные белки могут «слипаться» в структуры большего размера, и добавление новых молекул в такие бляшки только способствует их дальнейшему росту. Ярким примером таких структур выступают амилоидные фибриллы. Однако один и тот же пептид может давать начало различающимся амилоидным структурам, причем на этот процесс влияют такие условия, как ткань, в которой происходит образование бляшек. Подробностям образования бляшек из неуложенных белков и посвящен новый обзор. — Mechanisms and pathology of protein misfolding and aggregation, «Биомолекула»: «AlphaFold: нейросеть для предсказания структуры белков от британских ученых».

Биомаркеры и диагностика

Искусственный интеллект для диагностики патологий

Оцифровка данных, в том числе гистологических, способствует развитию вычислительных подходов к диагностике патологии. Огромный потенциал области в какой-то, уже не столь отдаленный момент, может привести к автоматизации многих областей клинической диагностики. Четкое определение биомаркеров патологий значительно сократит время постановки диагноза, а значит, положительно скажется и на терапии (так как она начнется раньше). Уже есть примеры одобренных для помощи в клинической диагностике алгоритмов. Для более широкого внедрения необходимо снабжение медицинских организаций оборудованием и квалифицированными в сфере цифровой диагностике специалистами. — Artificial intelligence for digital and computational pathology, «Биомолекула»: «Как распознать рак при помощи биомаркеров?», «Вычислительное будущее биологии».

Биомаркеры для бокового амиотрофического склероза

Гетерогенность бокового амиотрофического склероза (БАС) — одна из причин проблем, связанных с разработкой лекарств против патологии. Клиническая картина обязательно должна быть дополнена набросками из генетики, транскриптомики и, возможно, других омиксных технологий. Исследователи собрали в одном обзоре данные по известным маркерам патологии. Авторы подчеркивают необходимость комбинировать данные, чтобы повысить их прогностическую эффективность. При этом многие из приведенных маркеров официально не применяются в диагностике БАС. — Biomarkers in amyotrophic lateral sclerosis: current status and future prospects.

Биомаркеры сосудистых когнитивных нарушений и деменции

Сосудистые когнитивные нарушения — одна из самых распространенных причин деменции. Разработка конкретных подходов к терапии деменции привела к появлению методов по идентификации биомаркеров патологии и ее подтипов. В обзоре исследователи представили сведения о роли заболеваний крупных и мелких сосудов при деменции. Главная роль досталась ключевым, вовлеченным в процесс, молекулам — белкам, метаболитам, липидам и РНК. Также исследователи изучили потенциал каждой из них в качестве биомаркера когнитивных нарушений, а также проблемы их включения в клиническую практику. — Molecular biomarkers for vascular cognitive impairment and dementia, «Биомолекула»: «Следующая после болезни Альцгеймера: описана новая форма деменции».

Различия, связанные с полом

Различия между мужчинами и женщинами в энергетическом обмене

Различия между полами на уровне метаболизма — результат адаптации, который позволяет женщинам сохранять запас белка для сохранения репродуктивной функции в условиях дефицита энергии. Во время голодания или длительной физической нагрузки у женщин происходит окисление липидов (более эффективного источника энергии, чем углеводы) для сохранения запасов глюкозы. Обратной стороной медали стала большая склонность к ожирению. При этом у мужчин наблюдается большая зависимость от углеводов как основного источника энергии. Углеводы лучше подходят в качестве топлива при анаэробной мышечной активности с высокими нагрузками (мамонта загнать — это вам не на пробежку выйти). Также интересен тот факт, что женские митохондрии, чей геном передается по наследству, более устойчивы к окислительному повреждению, чем мужские. Таким образом, потомство защищено от более высокой вероятности наследования патологий, связанных с метаболизмом. — Sex differences in energy metabolism: natural selection, mechanisms and consequences, «Биомолекула»: «Молодость в энергии».

Различия между полами при заболеваниях почек

В этом обзоре исследователи отмечают гендерные различия при заболеваниях почек в надежде обратить внимание на подобные особенности течения болезней и их учет при подборе терапии. Так, у женщин распространенность хронических болезней почек 3–5 стадии выше, чем у мужчин. У них, наоборот, чаще встречаются патологии 1–2 стадии. Также у мужчин чаще развивается почечная недостаточность, выше риск смерти от болезней почек и развития сердечно-сосудистых заболеваний. При этом у женщин реже диагностируется хроническая болезнь почек на ранней стадии, а доступ к трансплантации ниже, чем у мужчин из-за сопутствующих патологий и возраста, когда заболевание диагностируется. — Differences in the epidemiology, management and outcomes of kidney disease in men and women.

Медицина

Как меняется сосудистая сеть при изменениях в жировой ткани

Жировая ткань — эндокринный орган, который участвует в регуляции накопления энергии и системном метаболическом гомеостазе. Жировая ткань — ключевой регулятор здоровья и состояния сердечно-сосудистой системы, связанный с активностью эндокринных и паракринных желез. Как и для роста любой другой ткани, для разрастания жировой необходима поддержка сосудистой сети. Особое внимание исследователи обычно уделяют этому процессу в контексте ожирения и связанных с ним проблем с сердцем.

В этом обзоре исследователи собрали последние данные о функциях сосудистой сети при жировой ткани и о том, как меняется каждая из них при разных показателях здоровья. Интереса исследованию добавляет тот факт, что сосудистая сеть при жировой ткани гетерогенна и разные типы клеток реагируют на изменения неодинаково. Этот факт значительно усложняет процесс изучения взаимного воздействия сосудов и жировой ткани друг на друга. И если мы знаем, что разрастание опухоли сопровождается разрастанием сосудов, питающих ее, то в случае ожирения отмечен факт нарушения кровотока и снижения плотности сосудов. В конечном итоге, подобная деградация кровеносных сосудов приводит к воспалению и фиброзу тканей. — The evolving functions of the vasculature in regulating adipose tissue biology in health and obesity, «Биомолекула»: «Полюби свои жировые клетки!».

Депрессия рука об руку с ревматоидным артритом

Депрессия часто становится сопутствующим заболеванием при ревматоидном артрите. В случае ухудшения психологического состояния у пациента снижается вероятность ремиссии и увеличивается риск стать инвалидом, а также риск летального исхода. Ученые предполагают, что иммунные механизмы у этих двух заболеваний могут быть схожи. Так, известно, что противовоспалительные цитокины, преобладающие при ревматоидном артрите, могут привести к воспалению тканей мозга. При этом риск развития ревматоидного артрита при наличии депрессии также повышается, как и в обратной ситуации, что подчеркивает наличие общих механизмов у обеих патологий. В этом обзоре исследователи уделили внимание взаимосвязи разных иммунологических механизмов в контексте ревматоидного артрита и депрессии. Есть вероятность, что понимание этих механизмов обеспечит основу для будущих терапевтических разработок. — Immune mechanisms of depression in rheumatoid arthritis, «Биомолекула»: «Ревматоидный артрит: изменить состав суставов».